ЕС разочаровался в старом политическом классе: он хочет увидеть в Молдове проевропейскую альтернативу

 

 
ЕС осознал, что поддержка, оказанная им проевропейским силам в 2009–2014 годах, резко сократила шансы на появление проевропейских политических альтернатив ...

Дионис Ченуша
 

 

Сигналы из Брюсселя в адрес молдавского политического класса становится всё более жёсткими. Всё более очевидно, что европейские чиновники утратили доверие к нынешней молдавской власти и хотят как можно скорее дистанцироваться от „старого политического класса”. Чтобы изменить ситуацию, еврокомиссар по Европейской политике соседства Йоханнес Хан открыто выдвинул, по меньшей мере, три условия: приход нового поколения политиков, перезапуск проводимой политики и очищение системы. Между тем, депутат Европарламента Анди Кристя, занимающий должность Председателя делегации Европейского парламента по Молдове, открыто обвинил молдавских демократов (одна из правящих партий), в оказании на него давления. Этот инцидент свидетельствует о попытке некоторых молдавских политиков запугать европейских политических деятелей, используя те же инструменты, при помощи которых были „захвачены” государственные учреждения в Молдове.

Новый политический класс, перезагрузка политики и очищение системы

Резкое, но достаточно откровенное заявление еврокомиссара Хана указывает на рост апатии в отношении нынешнего молдавского политического класса, сочетающейся с беспокойством в связи с рисками, исходящими из Молдовы, где национальные интересы отброшены ради частных, а российский фактор ждёт своего часа, чтобы вернуться на сцену. По сути, речь идёт о новой ситуации, когда терпение ЕС находится на исходе, и диалог с партиями, называющими себя проевропейскими, становится абсолютно бессмысленным. Ведь рекомендации европейской стороны (реформирование правосудия, честное и оперативное расследование преступлений в банковской системе, необратимый характер реформ и т.д.) в категоричной форме игнорируются молдавскими властями, которые больше озабочены собственными политическими играми и расчётами олигархических групп.

Заявление Хана служит молчаливым признанием того, что ЕС потерпел поражение в процессе европеизации нынешней так называемой проевропейской политической элиты, и что необходимо „новое поколение политиков”. Скорее всего, Евросоюз осознал, что поддержка, оказанная им проевропейским силам в 2009–2014 годах, резко сократила шансы на появление проевропейских политических альтернатив. Поэтому слова Хана следует понимать как открытое приглашение ЕС к тому, чтобы осуществить трансфер своего имиджа, а с ним и доверия, к новым проевропейским партиям. На этот раз, ЕС связывает появление новых проевропейских партий с „перезапуском политики”, то есть с возвращением утраченного доверия граждан к политике и, косвенно, к процессу европейской интеграции. Более того, „новому политическому классу” предстоит навести порядок в системе, что подразумевает, в первую очередь, борьбу с политической и отраслевой коррупцией.

Погашенный скандал в семье европейских социал-демократов

Депутат Европарламента Анди Кристя прочувствовал на себе инструменты давления, используемые молдавскими политическими силами в повседневной внутримолдавской политике. Между тем, впервые европейский политик без обиняков жалуется на то, что некоторые молдавские коллеги по общеевропейской партийной линии (Прогрессивный альянс социалистов и демократов, ПАСД) пытаются заставить его замолчать, угрожая снятием с политических должностей в Европейском парламенте (с поста председателя Делегации Европарламента по Молдове). Таким образом, Демократической партии Молдовы (ДПМ) удалось вызвать политический скандал, который, однако, не распространился за пределы семьи европейских социал-демократов. Скорее всего, общеевропейская партия (ПАСД) предпочла погасить скандал, как и социал-демократы Румынии. Даже если скандал и был локализован и выглядит потушенным, он обнаружил ряд ключевых моментов.

Во-первых, получил подтверждение тот факт, что партии, называющие себя проевропейскими (в данном случае – ДПМ), способны наносить ущерб и имиджу общеевропейских партий (ПАСД), принявших их в свои семьи, а не только имиджу Евросоюза, как считалось ранее.

Во-вторых, инцидент показал, что их же коллеги умножили обвинения в адрес молдавских демократов в связи с тем, что происходит в Молдове. Похоже, тот же Анди Кристя выступил с более адресными обвинениями против ДПМ, нежели он делал это ранее, когда упоминал обо „всех правящих партиях”, чем вызвал нервозность и противодействие со стороны Демпартии.

Не в последнюю очередь, этот случай продемонстрировал, что правящие партии, в частности ДПМ, раздражает желание европейцев найти политическое решение, подходящее для страны и её европейской повестки дня. Ведь желаемое Евросоюзом решение подорвёт личные интересы сил, называющих себя проевропейскими, которые видят (ДПМ, ЛП, всё в меньшей степени – ЛДПМ) в своём сохранении у власти защиту перед лицом пророссийских сил. Тем не менее, изоляция ДПМ на европейском уровне никак не отражается на её положении на внутриполитической сцене, где она всё ещё достаточно эффективно держит под контролем учреждения и политический процесс.

Вместо заключения ...

В условиях размывания электоральной поддержки партий, называющих себя проевропейскими, всё больше места открывается для новых политических сил. Таким образом, призыв Хана к приходу „нового политического класса” частично получает благоприятный политический контекст. Но пока было бы преждевременно заявлять, что силы, идущие на смену нынешнему политическому классу, являются подлинно проевропейскими и представляют собой настоящую альтернативу.

Несомненно, европейцы должны будут показать, что они действительно извлекли уроки из негативного опыта отношений с (на уровне заявлений) проевропейскими силами в Кишинёве, в том числе – из последнего инцидента с ДПМ. Таким образом, совершенно необходимо создать эффективный механизм „европеизации” новых политических партий, называющих себя проевропейскими, как необходимы и их постоянное и объективное оценивание, а также наказание за малейшие отклонения от демократических принципов. Это же касается партии „Платформа „Достоинство и правда”” или возможного политформирования во главе с Майей Санду, а также других не-пророссийских партий, которые останутся на политической арене (Либеральная партия, Европейскай народная партия Молдовы и т.д.). Если эти аспекты снова будут упущены из виду, ЕС рискует остаться внутри порочного круга, в котором он находится с 2009 года.

 

 
Дионис Ченуша

Дионис Ченуша политолог, окончил мастерантуру  Европейского колледжа по специальности европейские междисциплинарные исследования. Область интересов: европейская интеграция, европейские политики, внешняя политика ЕС, миграция и энергетическая безопасность 

Следите за Дионисом Ченуша в Twitter

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции. 

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.