Энергетический кризис в Молдове и чувство „единения” с Румынией, анализ Диониса Ченуши

 

 

Хотя сторонники унионистского движения, похоже, используют энергетический кризис для усиления дискурса о слабости Молдовы как независимого государства, Молдова рассчитывает на энергетический потенциал Румынии, чтобы пережить „русскую зиму”...

 

Дионис Ченуша, Старший обозреватель
 

Энергетический кризис в Молдове продолжается, но трудности, кажется, становятся более управляемыми для молдавского правительства. Возврат к договору с приднестровским регионом (Кучурганская государственная районная электростанция - МГРЭС) на поставку электроэнергии позволяет определенное финансовое послабление для правительства Партии „Действие и солидарность” (ПДС), потребителей и бизнес-среды. Кроме того, снижается вероятность негативных сценариев, связанных с возможным обострением гуманитарного кризиса для граждан из приднестровского региона. В то же время через направление всего объема российского газа в Приднестровье регион может оживить деятельность своей экономики. Помимо природного газа, другая уступка Кишинева заключается в продлении до конца 2022 года экологических разрешений для загрязняющей окружающую среду приднестровской металлургической промышленности (Молдавский металлургический завод). Тем самым восстанавливается прежний статус-кво, который был выгоден сепаратистской администрации и олигархической группировке “Шериф” для обеспечения неких минимальных условий, чтобы избежать волнений против режима и/или исхода из региона. И, не в последнюю очередь, с восстановлением доступа к электроэнергии, производимой в Приднестровье, снижается давление на Румынию с целью увеличения помощи Молдове. Румынии удалось интегрировать преимущества, связанные с энергетикой, в свою политику в отношении Молдовы, тем самым отреагировав на высокий уровень „унионистских” симпатий среди молдавских граждан.

Польза приднестровского энергетического фактора для Молдовы неоспорима, если Приднестровье оплачивает потребленный газ. Однако этот аргумент является частичным, поскольку Молдова не имеет доступа к газу, приобретаемому по цене российского, который в полном объеме был передан приднестровскому региону (5,7 млн м3 в сутки) для более доступного производства электроэнергии. Цена электроэнергии, продаваемой сепаратистским режимом, на 17 евро за МВтч ниже льготной цены, предоставленной Румынией в октябре-ноябре (73 евро/МВтч и 90 евро/МВтч соответственно вышесказанному). В этих условиях кишиневские власти попытаются хотя бы частично снизить тариф на электроэнергию или, как альтернативный вариант, сохранить его в замороженном виде на зимний период. Население уже насторожено постоянным повышением тарифов на электроэнергию, четвертое по счету было в ноябре. Последние опросы общественного мнения показывают, что высокие цены являются самой серьезной проблемой, с которой сталкивается население (IRI, ноябрь 2022 - 57%).

Несмотря на подписание в ходе непрозрачных переговоров, контракт с МГРЭС означает тот факт, что Молдова должна сделать выбор из ряда дилемм, и она выбрала „меньшее зло” (Intellinews, декабрь 2022). Утверждение этого договора Посольством США и ЕС через Энергетическое сообщество подчеркивает тот факт, что даже внешние партнеры понимают, что Молдова зависит от приднестровского региона, по крайней мере, в эту зиму. Цель, на которой сосредоточилась власть Молдовы, - это обеспечить политическую и социально-экономическую стабильность в краткосрочной перспективе - до весны 2023 года, - когда энергетический кризис окажет наиболее острое воздействие.

“Прагматичные” уступки, пусть даже в пользу приднестровского региона

В конце концов молдавское правительство, похоже, уступило российскому давлению, в результате чего приднестровский регион стал главным бенефициаром сделки по восстановлению электроснабжения. Короче говоря, Приднестровье получает российский газ по выгодной цене (в два раза ниже, чем на спотовом рынке Европы), производит электроэнергию для собственной экономики и на экспорт в подконтрольную конституционным властям территорию, получая за это деньги. Таким образом, Россия решает проблему социально-экономического и политического выживания сепаратистского режима, который делал ставку на такого рода сделки с Кишиневом еще в октябре.

Хотя приднестровский регион выигрывает больше всего, правительство в Кишиневе выигрывает время и политическую почву для преодоления энергетического кризиса с минимальными имиджевыми издержками. Властям Молдовы удается предотвратить дальнейший рост инфляции в декабре, а затем и в первом квартале 2023 года. Это означает, что на компенсационные схемы выделяется меньше средств, которые уже составляют 5 млрд леев (245 млн евро). Так может снизиться политическое давление на власть, которая и без того сталкивается с высоким уровнем общественного неодобрения. Около 30% населения считает, что смена власти является основным решением для выхода из социально-экономического кризиса (BOP, декабрь 2022). Уровень негативного мнения в обществе высок даже при том, что власть пользуется скорее благосклонным отношением со стороны большинства СМИ, которые определяют себя как независимые. Низкая популярность ПДС повышает доверие к ее политическим оппонентам, которые мобилизуют усилия для проведения антиправительственных протестов и подготовки к местным выборам 2023 года. В то же время попытка ПДС подменить местную легитимность признанием со стороны внешних партнеров является рискованной стратегией.

Несмотря на то, что российской пропаганде противостоят эффективнее, чем когда-либо, 45,6% считают, что власть ПДС несет ответственность за энергетический кризис, а около 67% полагают, что президент Санду должна отправиться в Москву с просьбой о более низкой цене на российский газ (IPP, декабрь 2022). Хотя более четверти населения считает смену правительства выходом из безысходного положения, ПДС и ее неформальный лидер президент Майя Санду знают, что отказ от правительства Натальи Гаврилицы ничего не решит. Ведь кроме рутинных недостатков управления, основные проблемы носят структурный характер и касаются экономической зависимости от российского газа и мощностей производства электроэнергии приднестровского региона. На данный момент природный газ и, соответственно, электроэнергия, импортируемые из ЕС и, конечно, из Румынии, в несколько раз дороже, чем то, что Молдова может получить из России и Приднестровья. Объективная реальность неприятна для кишиневской власти и противоположно ее геополитическим приоритетам отделиться от России. Уязвимость Молдовы перед российскими энергетическими рычагами усугубляется продолжающимися атаками России на украинскую энергетическую инфраструктуру, в результате чего Одесская область постоянно остается без электричества (Meduza, декабрь 2022). По этим злосчастным причинам, рискуя подорвать свою популярность, власть попытается заключать прагматичные договоренности с Приднестровьем до тех пор, пока будет чувствовать себя в опасности, даже если условия соглашений более выгодны российско-приднестровским интересам.

“Унионистские” настроения - между утилитаризмом и давлением энергетического кризиса

В поисках надежных источников электроэнергии кишиневское правительство обратилось в первую очередь к Румынии, которая является ключевым игроком в обеспечении энергетической безопасности Молдовы. С октября-ноября электроэнергия из Румынии продана Молдове по субсидированным и рыночным ценам. Просьба президента Майи Санду в адрес Румынии экономить электричество для того, чтобы иметь возможность поставлять больше электроэнергии в Молдову, было одним из последних ходатайств, хотя и не совсем удачных, по привлечению внимания румынской общественности и политиков. Однако радикальные лидеры унионистского движения, например, Джордже Симион, лидер Альянса за Союз румын (AUR - 27 депутатов в Палате депутатов и 12 в Сенате Румынии), подали мысль о том, что Румынии не следовало бы больше помогать Молдове. Высказанное мнение было отклонено из-за ограниченной представительности в румынской политической системе. Несмотря на множество других недостатков, восстановление импорта электроэнергии из Приднестровья снимает часть нагрузки с плеч Румынии, которая продолжает помогать Молдове, а также предотвращать нападки, подобные тем, которые озвучил Джордже Симион.

Даже если Молдова сможет справиться с энергетическим кризисом при помощи Румынии (ЕС и Украины), поставляемая Приднестровьем электроэнергия нивелирует завышенные ожидания Кишинева. В результате, “унионистские” настроения в обществе защищены ожиданиями гипероптимистов, а также нападками скептиков, которые, возможно, видят в безвыходном положении Молдовы в части энергетики возможность ускорить проект воссоединения с Румынией.

Проблемы в молдавском энергетическом секторе и полезность румынской поддержки могут послужить одним из объяснений того факта, что симпатии унионистов сохраняются между 30% и 33% (IData, ноябрь 2022). Эти социологические тенденции могут сохраняться, даже если статус страны-кандидата на членство в ЕС может их ослабить. Официальная позиция Румынии полностью оторвана от расчетов унионистов с обоих берегов Прута, которые считают, что неспособность Молдовы решить энергетический кризис может быть свидетельством того, что воссоединение неизбежно. Однако членство Румынии в НАТО приводит к тому, чтобы привлекательность унионизма наталкивалась на сопротивление сторонников нейтралитета. Хотя 54,5% выступают против НАТО по сравнению с 22,4%, которые соглашаются на присоединение к этому военному блоку, 41,1% утверждают, что нейтралитет не защитит страну от внешней агрессии (BOP, декабрь 2022). Наиболее мощные инструменты для укрепления положительного имиджа Молдовы, находящиеся в распоряжении Румынии, это в энергетической сфере. С учетом восстановления поставок электроэнергии из Приднестровья, Румыния может скорректировать свою помощь в энергетическом секторе таким образом, чтобы она стала осуществимой, соразмерной и не вызывала негативных реакций румынской общественности, в том числе унионистской, по отношению к Молдове.

Вместо выводов...

Во избежание нарастания антиправительственных протестов молдавские власти сознательно выбрали балансирование между энергетической зависимостью от России и приднестровского региона, восстановлением поставки производимой в Приднестровье электроэнергии.

Энергетическая ситуация в Молдове продолжит колебаться в зависимости от эффективности интервенции ЕС на региональном энергетическом рынке против превращения Россией газа в инструмент (ограничение цен и т. д.), с одной стороны, и, соответственно, от эффективности украинского контрнаступления против российской агрессии, с другой стороны.

Хотя сторонники унионистского движения, похоже, используют энергетический кризис для усиления дискурса о слабости Молдовы как независимого государства, Молдова рассчитывает на энергетический потенциал Румынии, чтобы пережить „русскую зиму”.


 
Дионис Ченуша, Старший обозреватель
Дионис Ченуша является политологом, исследователем в Университете им. Юстуса Либиха в Гисене, выпускником магистратуры по Междисциплинарным политическим исследованиям в Колледже Европы в Варшаве.
Области исследований: Европейская политика добрососедства, отношения ЕС–Молдова, внешняя политика ЕС и России, миграция и энергетическая безопасность. 
Следите за Дионисом Ченуша в Twitter

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.