EaP Think Bridge: ЕС все еще способен удержать Восточное партнерство на плаву

К саммиту Восточного партнерства, который состоялся 24 ноября в Брюсселе, пишет EaP Think Bridge, каждая сторона подходила со своими взглядами, ожиданиями и намерениями. Но его результаты показали, что Европейский союз все еще способен подвести общий знаменатель под пестрый спектр устремлений и удержать инициативу на плаву, даже если она не полностью удовлетворяет потребности отдельных участников.

EaP Think Bridge отмечает, что пятый саммит стран Восточного партнерства должен был дать ответ на главный вопрос: как дальше будет развиваться эта инициатива Европейского союза. Но накануне его проведения все чаще звучали более радикальные формулировки: а будет ли она существовать вообще, имеет ли она добавочную стоимость для участников?

Брюссель решил сохранить инициативу и поэтому в основу нынешнего саммита заложил поиск путей активизации сотрудничества, чтобы усилить экономику, управление, взаимосвязи и ускорить развитие общества. На данный момент, пишет EaP Think Bridge, Восточное партнерство – это инициатива „разных скоростей”, где три страны (Украина, Грузия и Молдова) резко вырвались вперед, имея политическую ассоциацию, зону свободной торговли и безвизовый режим с ЕС, Армения – соглашение о партнерстве, Азербайджан – переговорный формат, а Беларусь ограничивается осторожным участием в двусторонних и многосторонних форматах сотрудничества с ЕС.

EaP Think Bridge отмечает, что аспирации о дальнейшем сотрудничестве также находятся на разных уровнях: от членства в ЕС до простого взаимовыгодного экономического сотрудничества без политической составляющей. В Брюсселе, конечно же, понимают эту ситуацию и поэтому декларируют разный уровень амбиций стран-партнеров, но пытаются избежать фрагментации Восточного партнерства.

EaP Think Bridge отмечает, что Армения достигла желаемого на саммите Восточного партнерства в Брюсселе. Подписано Соглашение о расширенном и всеобъемлющем партнерстве с ЕС, что выводит взаимоотношения на новый уровень усиления политического диалога и экономического сотрудничества. Это позволит Еревану получать больше европейской помощи, но и не испортить отношения с Москвой. Более того, Ереван и Москва рассматривают это соглашение как мостик между Евразийским экономическим союзом и ЕС. И Беларусь добилась на саммите успеха, для которой „Заключение соглашения о партнерстве и сотрудничестве – это дело ближайшей перспективы”, – как заявил министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей. Азербайджан к саммиту подошел с целью поднять вопрос о нарушении территориальной целостности страны и незаконном пребывании армянских войск на его территории. Хотя позиция Баку не была в полной мере отражена в Декларации, но все же азербайджанская сторона осталась довольна саммитом, поскольку в его финальном документе была поддержана территориальная целостность государств-членов инициативы, отмечает EaP Think Bridge.

Грузия не имела больших амбиций по отношению к саммиту Восточного партнерства, а поэтому позитивно оценила его результаты. Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили отметил, что на саммите все единогласно отметили прогресс и успехи Грузии, отметив как Соглашение об ассоциации, торговое соглашение и визовая либерализация. Он также подчеркнул продолжение европейских реформ в Грузии и важность готовности к тому периоду, когда ЕС будет готов принять ее в свои ряды.

Как пишет EaP Think Bridge, Молдова, как и Грузия, не ставила амбициозных целей перед саммитом. Ее главной задачей было добиться продолжения финансирования внутренних реформ. Публикация отмечает, что в октябре ЕС отказался предоставить Молдове 28 млн. евро, предусмотренных для проведения реформы юстиции, из-за невыполнения Кишиневом взятых на себя обязательств. Получив кредит доверия от ЕС, Кишинев также позитивно воспринял результаты саммита, пишет EaP Think Bridge.

Публикация отмечает, что Украина подходила к саммиту с самыми большими требованиями, хотя эти ожидания были предсказуемы. Главные требования наших восточных соседей были перспективы членства в ЕС, инвестиционный план для Украины, признание России агрессором, а также новые форматы для стран, подписавших Соглашение об ассоциации. Однако на все украинские требования партнеры отреагировали негативно, и Украина не получила желаемого. После саммита министр иностранных дел Украины Павел Климкин написал, что „европейское будущее – это отношения Украина-ЕС”, и Украина должна делать акцент на развитие двусторонних отношений с ЕС, подчеркивает EaP Think Bridge.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.