Дорина Балтаг о влиянии напряженности отношений между Россией и ЕС на Молдову

Оказавшись между двумя великими державами, такими как Российская Федерация и Европейский Союз, которые движутся в противоположные направления, желательно, чтобы Республика Молдова установила свои приоритеты. На первый план для Молдовы стоит программа реформ, основанная на демократических принципах, на основе Соглашения об ассоциации с ЕС, в котором, кстати, у Республики Молдова много пробелов. Также приоритетом должны быть честность и единство общества, в контексте его раскола. Об этом заявила исследователь внешней политики и дипломатии ЕС в Институте дипломатии и международного управления в Лондоне Дорина Балтаг. По ее словам, страна не инвестировала в течение многих лет в отношения с соседями, этот вопрос не был приоритетным. „Президент Майя Санду очень хорошо отметила этот момент в ходе своих визитах в Бухаресте и Киеве, и эти диалоги, которые она провела, надеюсь, продолжатся как приоритетные”, - отметила Дорина Балтаг на публичных дебатах: „Напряженные отношения Европейский Союз – Российская Федерация и их влияние на Республику Молдова”, организованных Информационным агентством IPN.

Дорина Балтаг добавила, что приоритетом для Республики Молдова является и взаимодействие внешней и внутренней политики, которые взаимосвязаны. Она считает, что Молдова будет затронута напряжением отношений между Россией и ЕС в той же степени, что и в случае кризиса в Украине. „Я хочу верить, что многое будет зависеть от выборов, которые, надеюсь, будут досрочными, и которые дадут направление и импульс для реализации этого пакета реформ, а также для определения нашей внешней политики”,- сказала Дорина Балтаг.

Она отметила, что недавний визит в Россию главы европейской дипломатии Жозепа Боррелла-Фонтеля привел к нападкам, как в его адрес, так и на политику ЕС. По ее словам, это минус для ЕС, потому что Россия постоянно критиковала пробелы во внешней политике ЕС.

„Еще одним очень важным аспектом визита являются люди. Речь идет о государственной дипломатии, на которую сосредоточен ЕС, для которого важна связь с людьми в авторитарных государствах. То, как институты ЕС и государства-члены взаимодействуют с людьми, не очень обсуждается в Европейском парламенте и не является частью европейских СМИ. Для людей, которые выступают против режимов, против системы в России, этот визит был очень важным”, - отметила Дорина Балтаг.

Отвечая на вопрос, по каким принципам руководствуется ЕС по отношению к Российской Федерации и наоборот, Дорина Балтаг ответила, что в академических кругах часто обсуждаются отношения между ЕС и Россией как о стратегическом браке, в котором обе стороны осознают имеющиеся у них отношения и интересы. „Когда речь идет о принципах, на которых сосредоточен ЕС в отношениях с Российской Федерацией, то в последнее время наблюдается избирательный прагматизм. В этих отношениях ЕС применяет некоторые общие принципы, в том числе: углубление отношений ЕС со странами ВП, частью которых является и Республика Молдова; поддержка межличностных контактов с российским гражданским обществом; селективное сотрудничество с Российской Федерацией; противодействие российской пропаганде и т. д. С другой стороны, Российская Федерация воспринимает ЕС как расширение американской силы, поэтому эти отношения всегда являются неуравновешенными”, - сказала исследователь.

По ее мнению, можно назвать как минимум два четких направления, которых ЕС загял на протяжении многих лет по отношению к России. „Речь идет о Департаменте противодействия российской дезинформации и Брюссельском институте, но то, как он основан несколькими государствами-членами, и то, как он работает с гражданским обществом, немного нетипично. Но эти инструменты должны быть объединены, потому что государства-члены ЕС так и сказали, что то, что они делают, недостаточно эффективно. Ошибочная информация распространяется гораздо быстрее, чем правильная информация”, - заявила Дорина Балтаг.

Что касается того, что после визита Жозепа Боррелла в Москву Россия рискует дополнительными санкциями со стороны ЕС, Дорина Балтаг напомнила, что в 2020 году были расширены ограничительные меры по отношению к России. Они могут быть дипломатическими и экономическими. „Недавно государства-члены провели встречи с представителями российской оппозиции, и интересно посмотреть, воспользуется ли ЕС их предложениями об ограничениях для членов „клуба Путина”, тех олигархов, бизнесменов и миллионеров, которые поддерживают систему. Вторая категория санкций, считаю, касается экономической перспективы, болезненным моментом станет прекращение отношений, касающихся газопровода Северный поток 2. Вопрос в том, будет ли это осуществимым и охватываемым всеми государствами-членами. Для того чтобы эти санкции имели зеленый свет, необходимо единогласие со стороны 27 европейских государств, что является менее вероятным”, - отметила Дорина Балтаг.

Что касается мер по противодействию санкциям ЕС со стороны России, которые, как сообщается, будут жесткими, исследователь подчеркнула, что, несмотря ан то, что Российская Федерация утверждает, что у нее сильный экономический партнер, такой как Китай, цифры показывают, что 43% внешних торговых отношений происходят с ЕС, важным для России актером. „Мы можем проанализировать и наоборот, каковы экономические отношения стран-членов ЕС с Россией, что делает Германия, Франция, Нидерланды и т. д. Мы видим снижение этих отношений. По крайней мере немецкие компании переосмыслили свои отношения после кризиса в Украине. Если раньше было около 7000 компаний, у которых были эти торговые отношения, то сейчас речь идет о 4000 компаниях, а это уже тенденция”, - отметила Дорина Балтаг.

172-е публичные дебаты „Напряженные отношения Европейский Союз – Российская Федерация и их влияние на Республику Молдова?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” были организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.