Если во втором туре президентских выборов явка превысит 50%, тогда шансы кандидата от Партии действия и солидарности Майи Санду на победу будут достаточно высокими. В условиях более низкого присутствия на выборах, выиграет ее соперник. Чтобы одержать победу во втором туре, Майе Санду понадобится и голоса избирателей, которые проголосовали в первом туре за Ренато Усатого. Комментарий сделал для IPN лидер команды Института европейских политик и реформ Михай Могылдя.
Эксперт считает, что некоторые избиратели Ренато Усатого могут поддержать Майю Санду, потому что они разочарованы результатами, достигнутыми Игорем Додоном за четыре года мандата, или у них были определенные ожидания относительно Игоря Додона, но они не оправдались. В 2016 году Ренато Усатый объявил о своей поддержке Игорю Додону и его сторонники тогда проголосовали за Игоря Додона, но нынешняя кампания была, однако, направлена против Додона и ожидается, что некоторые избиратели Усатого мигрируют в сторону Майи Санду, и это будет как протестный голос против Игоря Додона, не обязательно как голос поддержки для Майи Санду. Эти избиратели хотели бы видеть кого-то другого во главе страны.
И некоторые правые кандидаты выразили поддержку Майе Санду после первого тура выборов, что ожидалось и соответствует видениям этих кандидатов. Михай Могылдя считает, что это является проявлением зрелости со стороны этих кандидатов, потому что платформа, которую они продвигали в ходе избирательной кампании, была направлена против президента Игоря Додона. Соответственно, это нормально, чтобы во втором туре они выразили свою поддержку Майе Санду. Однако следует учитывать, что поддержка правых кандидатов крайне мала: около 8% все вместе. Эта поддержка увеличит шансы Майи Санду на победу во втором туре, но этот голос не будет решающим, отметил эксперт.
Кроме того, Михай Могылдя заявил, что результаты первого тура выборов во многом совпали с опросами, проведенными до выборов. Менее предсказуемым было массовое присутствие избирателей из диаспоры на этих выборах, и это должно радовать, потому что есть большой интерес со стороны диаспоры к Республике Молдова. В то же время, это обязывает избирательные власти уделять особое внимание организации второго тура выборов в диаспоре, а также будущим выборам за пределами страны.
Михай Могылдя добавил, что были отмечены изменения и в том, что касается организации выборов для избирателей из приднестровского региона. Масштабы их организованной транспортировки снизились по сравнению с последними парламентскими выборами. А причиной является решение ЦИК, в соответствии с которым в день выборов было запрещено движение транспортных средств, вместимость которых превышает восемь мест. По его мнению, полиция должна задокументировать нарушения, которые были допущены и отправить их в прокуратуру. „Потому что то, что происходит на всех парламентских выборах, в населенных пунктах Зоны безопасности, не должно восприниматься только как явление организованной перевозки, а также как явление коррупции избирателей”. Организованная перевозка избирателей на избирательные участки и выплата денег за голос определенному кандидату, означает подкуп избирателя, который подлежит административной и уголовной ответственности, говорит Михай Могылдя. По его словам, очень важно, чтобы полиция и прокуратура публично объявили, какие наказания были применены за такие нарушения.
Лидер команды Института европейских политик и реформ Михай Могылдя ожидает, что явка избирателей во втором туре будет выше. Опыт предыдущих выборов показывает, что во втором туре увеличивается участие избирателей с проевропейскими взглядами и возрастает их интерес к поддержке проевропейского кандидата или к выражению протеста контркандидату. „Я лично ожидаю, что явка составит 50%. Я надеюсь, будет больше избирателей в диаспоре, которые, как я думаю, превысят 200 тысяч и станет беспрецедентной явкой для нашей страны. В результате этой активной мобилизации у нас будет ясность или, может быть, более высокая репрезентативность в предвыборных вопросах, что, безусловно, стоит ожидать и является важным столпом для нашей демократии”, - отметил Михай Могылдя.
В первом туре президентских выборов, которые состоялись 1 ноября, Майя Санду набрала 36,16% голосов, а Игорь Додон - 32,61%.