День 7 апреля 2009 года был не только днем насилия и опустошения важных государственных зданий, но и грубых нарушений прав и свобод человека, говорит народный адвокат Михаил Которобай. В контексте 10-й годовщины событий 7 апреля 2009 года омбудсмен с „сожалением отмечает, что десятилетний урок не был полностью усвоен, даже если власти предприняли ряд законодательных и институциональных действий”, говорится в обнародованном им заявлении, передает IPN.
По словам Михаила Которобай, молдавским властям по-прежнему приходится погашать задолженность относительно политических и гражданских прав и призывает их действовать таким образом, чтобы демократия была защищенной ценностью в Республике Молдова.
В заявлении указывается, что количество обращений в прокуратуру по делам о применении пыток значительно сократилось с 992 в 2009 году до 639 в 2017 году. Количество обращений по этому вопросу также сократилось и на имя народного адвоката. Несмотря на это, дело Андрея Брэгуца показало, что в Республике Молдова нет гарантий того, что лица, находящиеся под стражей в государстве, не будут подвергнуты пыткам, наказанию или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. В специальном отчете по делу Андрея Брэгуцы народный адвокат отметил, что с момента его задержания сотрудниками полиции до его помещения в пенитенциарные учреждения нарушались полностью или частично некоторые из минимальных гарантий против жестокого обращения и ущемлено человеческое достоинство соответствующего лица.
Народный адвокат утверждает, что он неоднократно указывал на вопрос о чрезмерном применении молдавскими властями меры предварительного ареста, в том числе относительно участников акций протеста. Михаил Которобай также подтверждает в этом контексте, что предварительный арест должен быть исключением из права на свободу и безопасность и должен применяться в тех случаях, когда представлены достоверные доказательства, сопровождаемые аргументами, которые, безусловно, подтверждали бы вероятность совершения действий подозреваемыми лицами.
Что касается свободы собраний, то, как утверждает омбудсмен, это было в значительной степени соблюдено во время протестов от 7 апреля 2009 года. Более поздние события, но также последних лет показывают, что и в этом отношении также есть некоторые проблемы, как, например, применение непропорциональных мер в отношении участников акций протеста, препятствуя доступу журналистов к публичным акциям, создавая препятствия для передвижения жителей сельских населенных пунктов для участия в акциях протеста, организованных оппозиционными партиями.
Спустя 10 лет после событий 7 апреля 2009 года, Михаил Которобай напоминает, что демократические принципы подразумевают правила, которые должны соблюдаться обеими сторонами, как гражданами, так и властями. Однако последние должны учитывать тот факт, что протестующие граждане предупреждают власти о том, что они не согласны с действиями властей или что они не приняли во внимание их волю, интересы и чаяния. По словам омбудсмена, право на личную безопасность, физическую и психическую неприкосновенность, свободу собраний, право на свободу мнений и их выражение неотделимы от демократических процессов и никакие отступления, кроме тех, которые прямо предусмотрены законом и международными стандартами, не могут быть приняты.