Нынешняя пандемия не первая, и, к сожалению, не последняя в истории человечества. История дает достаточно убедительных примеров разрушительных эффектов предыдущих катаклизмов в области здравоохранения, а также некоторые примеры того, как и что надо делать, чтобы уменьшить их последствия в настоящее время и в будущем. Об уроках истории в этой области говорили признанные эксперты в области общественного здравоохранения и истории общественного здравоохранения, участники публичных дебатов „COVID-19: Воспоминание о Будущем или Чему учит нас История?”, организованых Информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что кризис - это состояние, в котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, что приводит к непредсказуемым ситуациям. „Санитарный кризис, через который мы сейчас проходим, действительно создал непредсказуемую ситуацию, которая приводит к тому, что санитарная система Республики Молдова перегружена, находится на грани, что признали и власти. Необходимо предпринять дополнительные усилия для поддержания работоспособности системы здравоохранения, и последствия являются довольно серьезными для экономики. Мы все видели, что ряд предприятий были закрыты в период чрезвычайного положения, после чего произошло расслабление. Но, к сожалению, эти предприятия не могут вернуться к нормальному ритму. Все это связано с санитарным кризисом в Республике Молдова”, - отметил Игорь Боцан.
По его словам, эпидемия - это распространение заразной болезни за относительно короткое время через инфицирование. Речь идет о заражении в определенных пропорциях на определенной территории, а порог квалификации распространения инфекционного заболевания в ходе эпидемии отличается, от 2% до 5%. Когда дело доходит до пандемии, учитывается не только количество зараженных, но и география ее распространения. Эксперт отметил, что история очень хорошо знает случаи эпидемии и пандемии. Например, VI век, когда в Византийской империи умерла почти треть людей. В XIV веке была черная чума, которая уничтожила около трети населения Европы, а в XX веке существовал так называемый испанский грипп, который после Первой мировой войны убил более ста миллионов человек, а в целом в мире заразились почти полмиллиарда человек. „Таким образом, у нас есть эти источники, из которых мы можем извлечь уроки, чтобы они были усвоены и использованы в ситуации, в которой в настоящее время мы находимся”, - заявил эксперт.
Эксперт в области общественного здоровья Алла Токарчук считает, что в кризисных ситуациях очень важна коллективная экспертиза, и в этой коллективной экспертизе входят и исторические данные. Эксперт отметила три пандемии, которые произошли в 21 веке, отметив, что COVID-19 – это четвертая эпидемия. Первая пандемия была в 2002-2003 годах, когда был отмечен первый SARS или первый коронавирус, который вызывал атипичную пневмонию. Она началась в ноябре 2002 года и закончилась в июле 2003 года, поскольку была очень быстро локализована. „Очень часто меня спрашивают, почему SARS-CoV-1 был локализован так быстро, а этот COVID-19 нет. Различия в медицинской стороне проблемы. Коронавирус 2002-2003 годов имел очень ясную симптоматику и легко было изолировать больных, и контролировать контакты. Благодаря этому он был остановлен очень быстро, и то, что сделала медицина, человечество с первым коронавирусом теперь очень полезно и много реплицируется втекущей пандемии”, - объяснила Алла Токарчук.
По ее словам, еще одна пандемия была в 2009-2010 годах и связана с вирусом A (H1N1), или более известный как птичий грипп. В этой пандемии было рекордное количество зараженных людей - 24% населения земного шара. Около 300 тыс. человек умерли. Эксперт заявила, что разница между той пандемией и нынешней огромная, и это потому, что для вируса A (H1N1) существует лечение, а три препарата против него являются эффективными. Третья пандемия лихорадки Эбола, была локализована только в Африке, отмечает эксперт. По ее мнению, из трех пандемий есть чему поучиться, но не очень многому. „В этой пандемии мы сталкиваемся с совершенно другим вирусом, который имеет множество медицинских проявлений, включая бессимптомную форму. И это создает трудности в мониторинге пандемии. Поэтому необходимо усвоить уроки, необходимо соблюдать некоторые правила и с совместными усилиями остановить эту пандемию”, - отметила Алла Токарчук.
Доктор исторических наук, доцент университета Вирджилиу Пысларюк сказал, что общество на самом деле является продуктом тысячелетнего отбора, борьбы, которую организм имеет с бактериями. И самые старые эпидемии - это те, которые были еще в древности. По его словам, известна, например, Афинская чума V века, из-за которой умер Перикл, великий правитель Афин. „Или чума VI века, которая считается первой пандемией в Византийской империи, которая была на самом деле трехконтинентальной империей. Это был на самом деле первый очень серьезный опыт, когда люди задавали себе вопрос о том, что делать с этим невидимым врагом. И первые меры имели естественные формы - изоляцию, сокращение контактов”. Во время „черной чумы” 14 века, которая нанесла огромный вред, использовалось слово „карантин” – 40 дней, в течение которых корабли должны были стоять в порту”, - сказал доцент.
Доктор исторических наук говорит, что опыт этой пандемии принес с собой тревогу, страх перед будущим, вопросы, на которые нет ответов. В эти периоды общества становились очень беспокойными, потому что они не понимали, откуда приходит беда. Постепенно с течением времени начались первые институционализации и меры по санитарии и т.д. В XIX веке появились попытки современного общества внедрить первые элементы публичного общества. По его мнению, очень важен пример Луи Пастера, который пытался убедить человечество в существовании опасности вирусов. „И это на самом деле одна из больших проблем государства и институтов, чтобы продемонстрировать и убедить людей, что необходимо принимать меры. И мерами являются дисциплина и самодисциплина. И эти закономерности мы должны применять и сегодня”, - добавил Вирджилиу Пысларюк.
146-е дебаты „COVID-19: Воспоминание о Будущем или Чему учит нас История?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.