„Парламентская и часть непарламентской оппозиции негативно отреагировали на запрос ЦИК об исключении из предвыборной гонки кандидата от ПШ. Стоит отметить, что в своих заявлениях оппозиция не стала комментировать доказательства и аргументы ЦИК, послужившие основанием для запроса…”
Закон есть закон!
Запрос Центральной избирательной комиссии (ЦИК) об аннулировании регистрации кандидата партии „Шор” (ПШ) на должность примара муниципия Бэлць Марины Таубер породил различные толкования и спекуляции. Оппоненты и критики правящей Партии действия и солидарности (ПДС) заявили о предполагаемом политическом заказе властей, адресованном Центризбиркому, который его выполнил, направив вышеупомянутый запрос. Эти критики избегают комментировать суть проблемы, указывая лишь на некоторые обстоятельства, такие как выдача запроса об аннулировании регистрации уже после выхода Марины Таубер во второй тур выборов, в преддверии его проведения, 5 декабря 2021 года.
Чтобы придать делу политический характер и отвлечь внимание общественности от аргументов ЦИК, критики указывают на отстранение партии „Патрия” от участия в парламентских выборах от 30 ноября 2014 года, а также на признание недействительной молдавской судебной системой победы лидера партии Платформа „Достоинство и правда” (ППДП) Андрея Нэстасе в предвыборной гонке за пост примара муниципия Кишинёв, одержанной 3 июня 2018 года. Указанные параллели призваны заклеймить правящую ПДС и президента Майи Санду в качестве продолжателей методов, применявшихся бывшим исполнительным координатором Владом Плахотнюком, подчинившим себе государственные институты. Этот приём допустим в рамках политической борьбы. Поэтому необходимо отделить зёрна от плевел, проанализировав действия и аргументы ЦИК в пользу принятого решения.
Прежде всего, у ЦИК имелось предусмотренное избирательным законодательством чёткое обязательство проверить финансовые отчёты электоральных конкурентов, в том числе с учётом жалоб Инспектората полиции Бэлць и соперников Марины Таубер на нарушение ею положений законодательства о финансировании избирательной кампании. Во-вторых, учитывая предыдущий опыт разрешения подобных случаев, Центризбирком распорядился создать межведомственную рабочую группу из представителей ЦИК, Генерального инспектората полиции, Государственной налоговой службы и Финансовой инспекции, чтобы проанализировать озвученные нарушения и представить рекомендации по их недопущению. Рабочая группа установила, что:
- представители ПШ оплатили питание для сторонников кандидата Марины Таубер. Эти услуги не были указаны в финансовых отчётах, а незадекларированные суммы частично превысили максимальный предел, предусмотренный для финансирования избирательных кампаний;
- в ходе предвыборной кампании ПШ была предупреждена о допущенных ею нарушениях. Более того, представители ПШ проигнорировали запрос ЦИК о представлении информации для проверки добросовестности финансирования избирательной кампании;
- ПШ показывает, что она неисправима, систематически продолжая совершать финансовые махинации, что подтверждалось неоднократно: а) на президентских выборах 2016 года, когда кандидат от ПШ Инна Попенко была исключена из предвыборной гонки за применение скидочной карты социального магазина [нарушение финансового характера]; б) на новых местных выборах 2018 года, когда кандидат от ПШ Регина Апостолова была исключена из предвыборной гонки из-за финансовых нарушений; c) на новых парламентских выборах в марте 2020 года в округе Хынчешть, когда кандидат от ПШ Виталие Балинский был исключён из предвыборной гонки за использование незадекларированных финансовых и материальных средств.
Чтобы не выходить за сугубо электоральные рамки, ЦИК не стала упоминать другие случаи, когда ПШ использовала сомнительные финансовые ресурсы. Например, ежедневная, на протяжении недели, доставка, с обеспечением питанием и оплатой их услуг наличными, так называемых сторонников, занимавшихся охраной государственных учреждений с 8 по 14 июня 2019 года, в период двоевластия. Таким образом, приведённых примеров оказалось достаточно для обоснования запроса ЦИК, учитывая и судебную практику Конституционного суда, согласно которой наказания, применяемые в рамках избирательного процесса, должны быть оперативными и немедленными, чтобы обеспечивать прозрачность финансирования избирательных кампаний.
Друзья познаются в беде...
Парламентская и часть непарламентской оппозиции негативно отреагировали на запрос ЦИК об исключении из предвыборной гонки кандидата от ПШ. Стоит отметить, что в своих заявлениях оппозиция не стала комментировать доказательства и аргументы ЦИК, послужившие основанием для запроса. Понятно, почему она так поступила. ПДС взяла всю власть в свои руки, и на ближайшие годы ей обеспечено надёжное финансирование из государственного бюджета. В этих условиях власти демонстрируют свою решимость не допустить финансирования своих политических оппонентов из непрозрачных источников. Такая перспектива особенно беспокоит парламентскую оппозицию в лице Блока коммунистов и социалистов (БКС), состоящего из Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) и Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ).
ПСРМ признаёт, что ПШ является её оппонентом на левом политическом фланге, и у социалистов есть основания для того, чтобы извлечь выгоду из ослабления позиций ПШ. Но имеется ряд обстоятельств, по причине которых ПСРМ встала на сторону ПШ, проигнорировав правовые положения о финансировании избирательных кампаний. Дело в том, что ПСРМ ожидает вероятного возобновления расследования финансирования политформирования из офшоров (Багамское досье). Кроме того, не исключено возобновление расследования финансирования ПСРМ „Газпромом” и олигархом Плахотнюком. Не стоит забывать и о человеческом аспекте особых отношений между лидерами ПСРМ и ПШ. В этом смысле стоит отметить, что Игорь Додон был гостем на свадьбе Илана Шора, высоко оценил атмосферу мероприятия, блюда, особенно голубцы, а также песни в исполнении Жасмин. Лидер ПКРМ Владимир Воронин также гостил на свадьбе Илана Шора, поэтому неудивительно, что ПКРМ осудила запрос ЦИК об исключении кандидата от ПШ из предвыборной гонки.
Несмотря на вышесказанное, бывали и случаи, когда друзья – Додон и Шор – посылали стрелы друг в друга. У последнего имелись основания обвинить первого в измене: „Уважаемый Игорь Николаевич, мы вместе гуляли на моей свадьбе и на моих днях рождения. Вы даже обращались ко мне за помощью, которую я Вам оказывал. Помнится, это было в период выборов в местные органы власти в 2011 году”. Свою обиду Илан Шор высказал после того, как Игорь Додон публично заявил: „Илан Шор считает, что моё присутствие на его свадьбе и наши личные отношения в 2010–2011 годах могут оправдать молчание по поводу миллиардных хищений и его беззаконных действий в банковской системе страны”. Какая взаимная искренность! Но она показывает, что лидер ПСРМ начал использовать незадекларированные деньги ещё с момента своего вступления в предвыборную гонку за пост примара муниципия Кишинёв в 2011 году.
Выводы
Запрос ЦИК об исключении кандидата от ПШ Марины Таубер из предвыборной гонки за пост примара муниципия Бэлць основывается на документах и хорошо аргументирован, за ним стоят положения Кодекса о выборах и существующая судебная практика, в том числе конституционная. ЦИК, в своём новом составе, имела право применить правовые положения для сокращения масштабов теневых отношений между политиками и бизнесменами в рамках избирательного процесса.
Обвинения в адрес ЦИК, особенно со стороны свадебных гостей Илана Шора, в том, что налицо выполнение политического заказа властей, являются спекулятивными и никак не поддерживаются фактами. У правящей ПДС нет никакого интереса оказывать бесплатные услуги ПСРМ, укрепляя её позиции в Бэлць за счёт ПШ. Хорошо известно, что муниципий Бэлць практически всегда являлся оплотом коммунистов с социалистами и лишь не так давно был завоёван лидером „Нашей партии” Ренато Усатым, а в настоящее время, как видим, позволил покорить себя обещаниями Марины Таубер.
Предполагаемое политическое вмешательство для устранения Марины Таубер из предвыборной гонки потребовало бы времени для достижения ожидаемого результата. Тем более, что возможная победа Марины Таубер на выборах в Бэлць никого не удивила бы. Тезис о том, что бывают щедрые воры, которые воруют, но делятся с бедняками, проявил себя на выборах в Орхее и в других населённых пунктах, поэтому нельзя было исключать того, что он даст о себе знать и в Бэлць. Так, опросы общественного мнения давали Таубер шансы на победу, поэтому направить запрос об исключении кандидата из гонки побудил ЦИК не её результат в первом туре (целых 48%), а выводы межведомственной группы по финансовым нарушениям.
Вмешательство СИБ, о котором говорилось на заседании ЦИК, представляется целесообразным, когда мы говорим о предвыборной кампании политформирования, лидер которого скрывается от правосудия после того, как суд первой инстанции признал его виновным в краже одного миллиарда долларов из молдавской банковской системы. Деятельность организованных групп, которые могут использовать часть украденных денег для подкупа избирателей через социальные магазины, для раздачи обнищавшим людям всевозможных предвыборных подарков в нарушение законодательства, относится к сфере национальной безопасности. Такие решения были приняты в упомянутых ЦИК случаях (Попенко, Апостолова, Балинский), а в настоящее время – и в случае с Таубер.
Проведение параллелей между случаем отмены регистрации Марины Таубера и случаем исключения из предвыборной гонки партии Ренато Усатого в ноябре 2014 года не выдерживает критики. В случае с Усатым Генеральный инспекторат полиции потребовал от ЦИК исключить партию „Патрия” из предвыборной гонки, сославшись на финансирование избирательной кампании из-за рубежа и на события, произошедшие за полгода до выборов. Впоследствии ни одно из обвинений в адрес Усатого не удалось доказать в судах. Столь же неуместно ссылаться на случай с отменой победы лидера ППДП на муниципальных выборах в Кишинёве в июне 2018 года. Тогда как раз ПСРМ опротестовала результаты выборов на том основании, что победитель проводил предвыборную агитацию прямо в день выборов, что является административным нарушением, прямо не предусмотренным в законодательстве в качестве основания для исключения из предвыборной гонки. В случае Марины Таубер 75-я статья Кодекса о выборах прямо предусматривает исключение кандидата из предвыборной гонки.
В сложившейся ситуации очень важно то, что ЦИК продемонстрировала волю к устранению практик мошеннического финансирования избирательных кампаний за счёт денежных средств, не задекларированных согласно правилам и полученных из непрозрачных источников. Важно, чтобы новый состав ЦИК выдержал волну необоснованной и злонамеренной критики со стороны свадебных гостей Илана Шора. Во избежание повторения в будущем ситуаций, схожих с вышеизложенной, необходимо внести изменения в электоральное законодательство, чтобы запросы ЦИК к компетентным госучреждениям об оперативной проверке обстоятельств, способных негативно повлиять на избирательные процессы, носили обязательный характер. Столь же важно, чтобы неисполнение запросов ЦИК, адресованных электоральным конкурентам, находило адекватное отражение в соразмерности применяемых к конкурентам наказаний.