Бремя противоречивого понимания проблемы жертв тоталитарных режимов, дебаты в IPN

23 августа вся Европа отметит День памяти жертв сталинизма и нацизма, а Республика Молдова расположена в Европе. Речь идёт о десятках, если не о сотнях миллионов жертв, погибших в прошлом, в том числе в ходе Второй Мировой Войны, и в случае очень многих из них справедливость не восторжествовала на протяжении всей их жизни и после их смерти. Это происходит, в том числе, из-за различного истолкования проблемы этих жертв, а также ответственности двух упомянутых тоталитарных режимов. Всё это в совокупности является тяжким бременем и для сегодняшних поколений, и было бы хорошо не брать это бремя с собой в будущее. Каковы причины и способы устранить эту большую несправедливость и избавиться от этого бремени, обсудили участники публичных дебатов, организованных Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что понятие „тоталитаризм” возникло в 20-е годы прошлого века, в основе его лежит знаменитый лозунг Муссолини „Всё в государстве, ничего вне государства, ничего против государства”. При тоталитаризме политическая власть в обществе находится под полным контролем, и это касается не только политической власти, но и всех аспектов общественной жизни людей. Основными особенностями тоталитаризма являются: неограниченные полномочия власти, отмена конституционных прав и свобод, милитаризация жизни общества, подавление и преследование диссидентов. „Очень важный аспект, характерный для тоталитаризма, заключается в том, что у него есть идеология, и это, якобы, служит построению почти утопического общества”, - отметил Игорь Боцан.

В случае авторитаризма есть больше нюансов. Он представляет собой недемократический политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека, будь то президент, премьер-министр или монарх. „Самое важное различие между авторитаризмом и тоталитаризмом состоит в том, что при авторитаризме соблюдаются некоторые права и свободы, особенно в экономической сфере, гражданские, духовные свободы и т. д.”, - пояснил эксперт. По его словам, при авторитарном режиме власть оказывает умеренное влияние на общество, а цензура намного мягче, чем при тоталитарном режиме. Ведь при тоталитарном режиме пытаются контролировать каждого гражданина государства, его поведение, идеалы, и это следует из наличия продвигаемой режимом идеологии.

По словам Игоря Боцана, тоталитарные и авторитарные режимы преследуют разные цели. Тоталитаризм часто связан с желанием построить утопическое государство, в то время как авторитаризм в основном предназначен для решения конкретных проблем, он оперативно мобилизует общество для достижения этой цели. „Основной принцип тоталитарного режима гласит: „Всё, что не разрешено – запрещено”, в то время как основным принципом авторитарного режима является „Всё, что наносит ущерб правительству, запрещено”. И последний аспект: в отличие от тоталитаризма, при авторитарном режиме люди не охвачены одной идеологией. Если говорить о диктатуре в общем, современном смысле этого слова, то диктатура – это форма правления, которая реализуется с помощью различных форм насилия и принуждения”, - добавил эксперт проекта.

Посол Польской Республики в Республике Молдова Бартломей Зданюк отметил, что речь идёт об истории и памяти, поскольку и польскому, и молдавскому народам пришлось получить много очень тяжёлого и негативного опыта, связанного конкретно с тоталитаризмом и частично с авторитаризмом. И последствия этого опыта прекрасно видны в жизни людей. В качестве политолога Бартломей Зданюк отметил, что тоталитаризм первой половины 20-го века в какой-то мере являлся следствием образа мышления, характерного для XIX века. Согласно этому образу мышления, государство имело право и даже обязанность делать многое для улучшения жизни людей – от государства зависело всё, потому что у него имелись такие возможности. По его словам, тоталитаризм желает создать нечто новое – нового человека, новое государство, новое общество, новый народ, и каким-то образом устранить то, что существовало до сих пор. Авторитаризм рассматривается, скорее, как желание, как мысль об оздоровлении ситуации, либо за счёт возврата к неким традиционным ценностям, либо путём создания нового набора идей, который не обязательно является идеологией.

„Каковы последствия? Если вы спрашиваете меня о влиянии на сегодняшний день, то вывод заключается в том, что нам нужно очень хорошо осознать, кто является жертвами. Есть два типа жертв тоталитарной системы. Первая категория – это, конечно же, погибшие, это те, кто был каким-то образом наказан, понижен в социальном плане, лишился статуса, которым он обладал до установления этой системы. Есть разные способы оказаться жертвой в буквальном смысле этого слова, но есть и другая категория, порождённая как раз тем, что, к сожалению, эти попытки создать „нового человека” оказались безуспешными. Этот новый человек не знает о том, что произошло, он не знает, какой была ситуация раньше. И в какой-то степени этот новый человек и по сей день продолжает жить, увязнув в прошлом, он не понимает, что его образ мышления является плодом дьявольской системы, которая выкорчевала всё существовавшее до сих пор. Вот почему очень важна роль историков. Помимо исследований, очень важна популяризация”, - считает посол Польши.

Директор Центра изучения тоталитарных режимов и холодной войны, доктор истории Игорь Кашу заявил, что в обществе присутствуют различные представления о коммунистическом режиме и даже о тоталитарных режимах в целом. И источником этих различий является политический фактор. Ведь в каждом конкретном государстве проводится своя государственная политика, существуют свои подходы в средствах массовой информации, транслируются свои документальные фильмы. По его мнению, поиск консенсуса также является отголоском тоталитарных режимов, при которых все должны разделять одни и те же взгляды. Но достичь этого невозможно.

„Помимо политического фактора, я бы сказал, что эти интерпретации подпитываются разными воспоминаниями, основанными на разном опыте жизни различных этнических и социальных групп при коммунизме, если говорить о Республике Молдова, о постсоветском пространстве. Одни подвергались разного рода репрессиям, другие – извлекали выгоды из режима”, - пояснил лектор на Факультете истории и философии МолдГУ.

По словам Игоря Кашу, мы имеет дело и с ностальгией – которая сама по себе безобидна, но имеет прямое следствие в лице результатов на выборах. Ранее, по словам историка, считалось, что эта ностальгия основана на отсутствии информации, но это мнение подтвердилось только частично. Ведь информация не позволила преодолеть различия в оценках тоталитарных режимов, чему есть много примеров, и не только в Республике Молдова.

Доктор политологии, руководитель Центра этнологии в рамках Института культурного наследия Ион Думиникэ отметил, что 23 августа является европейским днём памяти, но наше общество не готово принять эту память. „К сожалению, в настоящее время мы находимся на стадии выстраивания иерархии жертв, в зависимости от политического режима: одних жертв выпячивают, других – скрывают. Одновременно нужно выявить и палачей. Зачастую режим ассоциируют с конкретным человеком, будь то Гитлер или Сталин. Но эти режимы подразумевают не одного-единственного человека, но и многих других, которые совершали эти зверства, в том числе в наших обществах и наших населённых пунктах”.

„На самом деле, нам следует сосредоточиться на поминовении жертв унижения человека. Ведь в основе этих тоталитарных режимов лежали унижение и истребление людей. Сегодня молдавское общество не готово принять оценку обоих тоталитарных режимов, всех жертв по одним и тем же критериям. И это потому, что после 90-х годов акцент был сделан на депортациях в Сибирь, но меньше говорилось о голоде, организованном тем же коммунистическим режимом. В то же время до сих пор игнорируется Холокост ромов. В Молдове он представляет собой белое историческое пятно. Лишь в этом году мы стали свидетелями первого публичного мероприятия, организованного в парламенте 2 августа, в День памяти жертв Холокоста ромов. Таким образом, наше общество не готово отмечать этот день”, - сказал доктор политических наук, подчеркнув, что об этом Холокосте предпочитают не вспоминать.

Ион Думиникэ отметил, что основным элементом, лежащим в основе этих режимов, является тоталитаризм, когда одна партия, один человек решает судьбу страны и общества. По его мнению, очень сложно объективно относиться к Дню памяти, поскольку при таком подходе приходится бередить старые раны и вспоминать о страданиях населения.

Публичные дебаты „Бремя противоречивого понимания проблемы жертв тоталитарных режимов” были организованы Информационным агентством IPN в рамках проекта „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”, реализуемого при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.