Беженцы: украинский экзамен на устойчивость молдавского общества. Дебаты IPN

Соседняя с Республикой Молдова страна - Украина, находится на 14-м дне войны с Российской Федерацией. Между тем, Республике Молдова пришлось столкнуться с беспрецедентной, огромной волной украинских беженцев, и для этого ей пришлось проявить некоторые качества. Какие именно качества попытались определить участники публичных дебатов „Беженцы: украинский экзамен на устойчивость молдавского общества”, проводимых Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что в нынешней ситуации есть два измерения. Одно чисто гуманитарное и другое юридическое. Если говорить о международной правовой базе, отправной точкой является Конвенция 1951 года О статусе беженцев, которая является фундаментальным документом международного права в области беженцев. Республика Молдова присоединилась к этой конвенции и ее Протоколу 1967 года принятием Закона о ратификации от 23 ноября 2001 года. Конвенция определяет термин „беженец” и условия, при которых беженец теряет свой статус, а также категории лиц, к которым конвенция не применяется. Тем не менее, протокол был расширен и отражен в конвенции, придавая термину более широкий аспект. Таким образом, статус беженца предоставляется каждому человеку, который из-за внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, которые серьезно нарушают общественный порядок, либо в одной части территории, либо по всей стране происхождения, или гражданство которого имеет соответствующее лицо, был обязан покинуть родную страну, чтобы получить убежище в другом государстве.

Конвенция запрещает высылку или принудительное возвращение лиц, имеющих статус беженца. Очень четко устанавливает правовой режим беженцев, в том числе права и обязанности беженцев по отношению к стране, предоставляющей им убежище. Конвенция также устанавливает подход к беженцам, что является важным аспектом, говорит эксперт. Конвенция содержит положения об удостоверяющих личность документах для беженцев, обязывает государства сотрудничать со специальным агентством Организации Объединенных Наций, занимающимся беженцами. Документ имеет юридическое, политическое и этническое значение. Юридическая значимость заключается в установлении основных норм для принципиальных действий, политическая распространяется на универсальную основу, согласно которой государства могут сотрудничать и разделять ответственность, связанную с принудительным перемещением лиц из других государств, а этническая значимость заключается в декларации 144 государств, сторон этой Конвенции.

Национальная база Республики Молдова достаточно хорошо развита, считает эксперт. Речь идет о Законе о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, Законе о предоставлении убежища в Республике Молдова, Законе об интеграции иностранцев в Республике Молдова, Законе о выходе и въезде в Республику Молдова, Законе о режиме иностранцев в Республике Молдова и Законе о трудовой миграции. Основными учреждениями, занимающимися проблемами беженцев на международном уровне, является агентство ICNUR, а в Республике Молдова беженцами занимается Министерство внутренних дел через Бюро по миграции и беженцам и Министерство труда и социальной защиты, которое в настоящее время обеспечивает прием и логистическую поддержку для оказания гуманитарной помощи центрам для беженцев.

Министр труда и социальной защиты Марчел Спатарь считает, что Молдова была готова к тому, что будет поток беженцев из Украины, но, как государство, у нее не было возможности принять в течение двух недель более 100 тыс. беженцев. „Страна должна была построить этот потенциал на ходу и считаю, что это удалось благодаря поддержке всех волонтеров, МПО, правительству и т. д. В настоящее время на территории Республики Молдова находятся более 107 тыс. беженцев. В последние дни темпы въезда в страну составляют 30 тыс. беженцев, но зеленый коридор был обеспечен тем, кто въезжает в страну и хочет продолжить свой путь в Европейский Союз. Например, в воскресенье вошло более 30 тыс. беженцев и вышли в направлении Румынии почти 25 тыс. человек. Разница составляет более пяти тысячах беженцев, которые остались в стране. Многих принимают семьи. В центрах размещения и экстренных убежищах насчитывается около 10 тыс. человек. Девять из десяти беженцев находятся в семьях, и это оказывает давление и на население. Для этого власти сейчас обсуждают с ICNUR, чтобы механизм компенсации беженцам в Республике Молдова имел компонент поддержки семей, принимавших беженцев. Такое уже было в Греции, но это не международная практика. ICNUR в основном согласен с этим, и сейчас на техническом уровне обсуждается, как это сделать, поскольку речь идет о международных фондах, а не о государственном бюджете”, - сказал министр.

Марчел Спатарь отметил, что власти рассматривают более широкое определение термина „беженцы”. „Термин не ограничится только теми, кто требует убежища, но и всеми теми, кто будет идентифицирован как беженец из Украины и получит пособия. До активации механизма ICNUR, Молдова уже предоставляет услуги по размещению, питанию, гигиене для беженцев в центрах размещения. Эти центры открыты практически во всех районах республики, насчитывают около 7 тыс. мест в аккредитованных центрах и еще около 7 тыс. в экстренных убежищах. Например, столичный Легкоатлетический манеж является экстренным убежищем, потому что там есть очень большие пространства с кроватями, и там люди остаются на краткосрочное время, а центры размещения - это места, расположенные в общежитиях, с местами для учебы, где условия лучше, и люди могут оставаться до трех месяцев”, - сказал он.

По словам Марчела Спатарь, люди, которые остаются в стране дольше, могут интегрироваться, им было разрешено работать без необходимости получения разрешения на работу, а дети-беженцы будут интегрированы в школы. „В Ватре также был заключен контракт с очень большим складом, куда направляется гуманитарная помощь и пожертвования, а оттуда они распределяются в центры размещения, где проживают беженцы”. Министр утверждает, что „Молдова надеется на поддержку внешних партнеров и местные пожертвования, которые поступают на счета, открытые Министерством финансов, на которых накопилось более 12 млн. леев. Будут и пожертвования, гранты и из других стран, которые помогут преодолеть кризис”, - сказал министр труда и социальной защиты.

Гражданский активист, член волонтерской группы „Молдова за мир” Андрей Лутенко заявил, что волонтеры видят свою цель не столько в замене предоставляемым государством услугам, сколько дополнить то, что не может предоставить государство. Цель волонтёров заключается в том, чтобы впоследствии у них было меньше работы и больше работы у государства. „Изо дня в день государство берет на себя некоторые вещи, которые делали раньше волонтеры, соответственно, я могу сказать, что государство справляется все лучше и лучше. С первого дня волонтеры были приглашены государством на диалог и координацию, которые, кстати, существуют с первого дня. Волонтеры ежедневно разговаривают с депутатами, министрами, с которыми координируются различные темы. На уровне общения все идет хорошо”, - сказал активист.

„Конечно, были некоторые проблемы и на уровне диалога и определенные попытки сотрудничества, которые не сработали, но это естественно в ситуации, когда все меняется очень, очень быстро. В этот период необходимо не только абстрактное управление гражданского общества, волонтеров и государства, но и общение и координация между различными структурами государства, которые не всегда идут хорошо, по этой причине были некоторые проблемы. Общая идея заключается в том, что становится все лучше, видна открытость, диалог, волонтеров слушают, и они слышат, что им говорят”, - отметил Андрей Лутенко.

Украинская журналистка, специальный корреспондент издания „Главком” в Румынии и Республике Молдова и фактчекер проекта StopFake Марианна Присяжнюк считает, что для Молдовы, для населения страны, в настоящее время наблюдается огромный поток беженцев, но это не огромный поток для Украины. И это потому, что население Украины составляет примерно 40 млн. граждан, из которых, по данным ООН, только 2 млн. стали беженцами и переезжают в другие страны, а не только в Молдову.

По словам журналистки, украинцы в основном не намерены покидать страну. „Они сопротивляются, но поскольку идет война, матери должны защищать своих детей, и есть гуманитарное пространство, и есть люди, которые должны покинуть страну, чтобы обеспечить свою безопасность. Большинство украинцев остаются в Украине. Обобщая, с точки зрения Украины, поток беженцев не слишком велик”, - сказала она.

227-е публичные дебаты на тему „Беженцы: украинский экзамен на устойчивость молдавского общества” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Хансса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.

IPN LIVE