Бездомные собаки в Кишиневе: изоляция, стерилизация или эвтаназия?

Более 90 человек из муниципия Кишинев обратились в скорую помощь в течение первых трех месяцев текущего года после того, как их укусили бездомные собаки, и количество подобных случаев незначительно увеличилось по сравнению с январем-мартом прошлого года, когда каждый месяц регистрировалось по 80 случаев. В более половине случаев из-за укусов происходят кровотечения, которых однако можно контролировать. Но есть также случаи, когда раны, нанесенные животными при укусе, глубокие. На днях в службу 112 поступило несколько звонков о том, что дети подверглись нападению собак по дороге в школу, а раны от укусов были глубокими и сильно кровоточили, отметила специалист по связям с общественностью Национальной службы экстренной помощи 112 Анна Карпович.



Проблема бездомных собак в столице может быть решена в течение 3-5 лет

Исполняющий обязанности начальника Отдела контроля и защиты животных Главного управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (ГУЖКХБ) Карл Луганов считает, что проблема бездомных собак может быть решена в течение 3-5 лет, но есть определенные факторы, которые негативно влияют на проблему. „В сентябре 2019 года был принят регламент, предусматривающий программы стерилизации, регистрации и микрочипирования бездомных животных, учет пойманных животных. То есть, был принят документ для повышения прозрачности деятельности. Но на протяжении двух лет руководство Autosalubritate саботирует этот регламент и не выполняет его. В 2020 и 2021 годах Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов провело две проверки в некрополе Кишинева, который находится в подчинении Управления Autosalubritate. В обоих случаях НАБПП зафиксировало 19 нарушений условий содержания животных в некрополе по санитарно-ветеринарным нормам. Только в прошлом году 500 собак исчезли из некрополя или умерли там. До сих пор эта проблема не была решена. И в отчете Финансовой инспекции также были указаны многочисленные нарушения. Например, более 3,5 млн. леев являются нерегламентированными чрезмерными расходами из-за несоблюдения этого регламента. То есть животные были, например, пойманы без приказа о поимке, содержались закрытыми более 14 дней, и неизвестно, где были выпущены эти бродячие собаки. У нас есть звонки из разных секторов города и пригородов о том, что бродячих собак оставили там, и люди даже видели автомобили из Autosalubritate”, - заявил Карл Луганов.

Отдел контроля и защиты животных ГУЖКХБ за последние два года реализовал несколько проектов в области бездомных животных. К июлю в Кишиневе предстоит стерилизовать, вакцинировать против бешенства и микрочипировать более 1500 бездомных собак из разных секторов столицы. Но нехватка кадров не позволяет эффективно решать проблемы. „Полтора года в отделе работали только два сотрудника, но после того, как муниципальные советники утвердили органиграмму, в отделе работает шесть человек. Но и шести сотрудников мало для решения проблемы бродячих животных. Еще нужно было бы создать подразделение для работы с бездомными животными, другое подразделение для работы с домашними животными, другое отделение для усыновления животных и другое подразделение для регистрации животных, подразделение, которое также будет заниматься делами о жестоком обращении с животными. Каждый день нам звонят жители города, которые обращают внимание на различные проблемы с животными, но не все из них решаются, поскольку в настоящее время в этом отделе работают только три сотрудника”, - уточнил Карл Луганов.

Чтобы контролировать популяцию бездомных животных, необходимо, чтобы в пригородах столицы также проводились проекты по стерилизации. „Недавно мне прозвонили жители, которые сообщали о случаях с агрессивными собаками, но их нельзя доставить в Autosalubritate, поскольку администрация управления не хочет подписывать новый контракт, поскольку требуется большая прозрачность в управлении деньгами и содержании животных. В настоящее время эвтаназия бездомных животных разрешена только в исключительных случаях, например, если животное заболело бешенством. Я сомневаюсь, что в некрополе будет проведена эвтаназия, я предполагаю, что государственные деньги, которые будут выделены на эвтаназию, могут быть потрачены на другие цели, поскольку деятельность некрополя не прозрачна”, - добавил Карл Луганов.



Поведение по отношению к животным должно быть гуманным и ответственным

Когда собака кусает человека на улице, кто виноват: человек, который не знал, как защитить себя, или животное, напав на него? Мнения разделяются. Иногда собака спит, но человек ее не замечает и наступает на нее. Собака со щенками может стать агрессивной. И в одном случае, и в другом животные защищаются. Стерилизация уменьшает ситуации, когда животные проявляют агрессию. Если самка стерилизована, самцы больше не дерутся друг с другом за нее, отмечает исполняющий обязанности начальника Отдела контроля и защиты животных.

Собаки, нападающие на людей, вылавливаются и контролируются, чтобы исключить случаи бешенства. „В последнее время мы не регистрировали собак, которые были бы агрессивными из-за бешенства. Собака становится агрессивной, если люди ее провоцируют, если она видит, что люди плохо ведут себя с ней, и в этом случае животное защищается. Я видел несколько случаев, когда родители давали ребенку понять, что кошка или собака на улице это что-то негативное и должны их забрасывать камнями. В этом случае собака может укусить ребенка, и виноваты родители и дети, которые бросают предметы в животных, потому что это провоцирует агрессию у животного. Поведение по отношению к животным должно быть гуманным и ответственным”, - добавил Карл Луганов.



Лучше в некрополе, чем на улице

Глава Отдела вылова животных Autosalubritate Роман Трахтман отрицает отмеченные нарушения. „Естественно, в условиях содержания в некрополе большого количества собак, возникают определенные неудобства как для четвероногих, так и для людей, работающих с этими животными, но для жителей города содержание этих собак в некрополе является необходимостью. Бездомные собаки, которые живут на улицах столицы, представляют опасность для жителей, они могут кусать или пугать людей. Такого нет в городах цивилизованных государств, и такого не должно быть и в Кишиневе. В столице зарегистрировано более 10 тыс. бездомных собак и конечно, мы сталкиваемся с вопросом, как разместить этих собак в некрополе, где есть все условия для содержания четвероногих. Любое государственное учреждение, такое как некрополь в Кишиневе, сталкивается с проблемой финансирования и кадровой проблемой. Никто не говорит, что некрополь - это рай для бездомных собак, но для обеспечения безопасности граждан нужно, чтобы их привозили сюда”, - отметил Роман Трахтман. Он озадачен тем, почему Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов в течение трех лет направило более 100 заявлений о вылове и содержании собак, а затем выдвигает обвинения о нарушениях в некрополе. НАБПП выдало лицензию на деятельность некрополя в 2019 году, в 2020 году, на программы массовой стерилизации бездомных собак. „Как они выдали нам эти лицензии, если говорят, что есть нарушения?”.

У Романа Трахтмана есть замечания и к сотрудникам Отдела контроля и защиты животных ГУЖКХБ. Сотрудники отдела игнорируют жалобы граждан, на которых напали бродячие собаки. „Когда мы подаем жалобу на то, что в районе есть агрессивная собака, которую боятся люди, это животное нужно выловить. Статистика показывает, что ежедневно 6-8 человек в Кишиневе подвергаются нападению бездомных собак, а среди жертв есть и дети”. По словам Романа Трахтмана, сотрудники Отдела контроля и защиты животных несут ответственность за принятие мер по предотвращению таких случаев, то есть определять зоны, где сосредоточены бездомные собаки, эвакуировать этих собак, „но они больше защищают права животных, в то время как они обязаны обеспечивать безопасность людей”. „Мы не должны издеваться над животными, но некоторые люди должны понимать, что бездомная собака это дикое животное и может кусаться, поэтому мы должны либо найти хозяев этим животным, либо они должны содержаться в специализированных учреждениях, где они не будут представлять опасность для людей и будут сами в безопасности”.

Что касается эвтаназии животных, Роман Трахтман считает, что эта мера применяется во всех государствах мира, но для ее утверждения она должна быть подвергнута общественным консультациям.



Если действия будут хаотичными, результатов не будет

Исполнительный директор Общественной ассоциации „Părinți Solidari” Анна Ревенко считает, что, хотя управление ситуацией с бездомными собаками в столице прогрессировало за последние 20 лет, в этой области есть еще много пробелов. „Государство больше отмывает деньги в отношении ловли собак, чем делает работу. Очень мало работы проводится над решением проблемы, и она делается хаотично. Власти совершенно неэффективны в этом вопросе. Мы знаем о проблемах, которые существуют в некрополе, и о том, как там содержатся собаки, как их бесчеловечно вылавливают. В некрополе должны содержаться в первую очередь агрессивные, опасные для жизни собаки, в том числе и для детей. Решение состоит в том, чтобы власти предложили хорошо структурированную программу, с четкой оценкой ситуации и четкими показателями. На данный момент такой программы нет, и, к сожалению, до тех пор, пока все будет делаться хаотично, мы не добьемся результатов. Действительно, собаки могут быть потенциальной опасностью, в том числе для детей. Даже домашние собаки, когда их выгуливают без намордника. По крайней мере, рядом с учебными заведениями, на спортивных площадках нет бродячих собак. Если уполномоченные учреждения начнут серьезно заниматься этим вопросом, то результаты мы увидим, по крайней мере, через 10 лет”. Исполнительный директор „Părinți Solidari” выступает против эвтаназии животных, но агрессивные животные должны быть изолированы в некрополе или в приютах для животных.

Даниела Морару, IPN

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.