Анатолие Дончу делает определенные уточнения в связи с появившейся в СМИ информации о своей отставки с должности председателя Национального органа по неподкупности. В распространённом заявлении, цитируемом IPN, Дончу отмечает, что новый председатель Виктор Стрэтилэ, не имея абсолютно никаких правовых оснований и злоупотребив чрезмерным усердием, превысил свои служебные полномочия, введя в заблуждение официальные органы власти, другие общественные лица, коллег и гражданское общество.
Анатолие Дончу отмечает, что был назначен на должность члена Национальной антикоррупционной комиссии (НАК) постановлением парламента от 25 октября 2012 года на пять лет. Тогда же был назначен председателем соответствующей комиссии. По его словам, его мандат члена НАК истек 25 октября текущего года, а председателя, будучи отдельным от членского, должен прекратиться только в соответствии с законом, в котором указывается, что „в случае, если установленный срок полномочий истекает или истек, а преемник полномочий не приступил к исполнению должностных обязанностей, ответственное должностное лицо продолжает исполнять свои обязанности до замещения должности преемником полномочий”.
Анатолие Дончу уточняет, что 27 октября в НАН позвонил Виктор Стрэтилэ и сообщил, что будет занимать должность председателя и подготовлено письмо в Комиссию по вопросам права, назначениям и иммунитету. Дончу отмечает, что 30 октября собрал коллектив на совещание, на котором нашел Стрэтилэ в кресле председателя. „В подобной ситуации я попросил его не блокировать заседание и, при необходимости, представить официальный документ, который подтверждал бы позицию председателя. Он сильно разозлился и пригрозил коллективу жесткими санкциями за непослушание, покинув зал заседаний”, отмечает Анатолие Дончу. На данном заседании было поставлено на обсуждение заявление Стрэтилэ и было решено выдвинуть в Комиссию по вопросам права официальное ходатайство для прояснения ситуации.
31 октября в канцелярию НАН поступило письмо Комиссии по вопросам права. В связи с этим письмом было созвано еще одно собрание коллектива НАН, на которые был приглашен и Стрэтила, которого попросили объяснить административные официальные акты, доводы и правовые основания для получения должности председателя НАН, на которое последний, по словам Анатолия Дончу, сказал, что ответ Комиссии по вопросам права достаточен, чтобы быть инвестирован в должность председателя НОН.
Анатолие Дончу утверждает, что для того, чтобы избежать серьезных разногласий среди личного состава, а также для того, чтобы успокоить разбушевавшиеся страсти, вместе с коллегами решил подать заявление об отставке. В связи с заявлением об отставке, 1 ноября был созван коллектив НОН. Дончу попросил, чтобы все вещи были переданы на следующий день, но Стрэтилэ потребовал занять должность сразу, в противном случае вызовет полицию.
Дончу утверждает, что, делая данное заявление, без намерения личного оправдания или обвинения в адрес кого-то, решил проинформировать общественность о „фактических обстоятельствах, в которых Стрэтилэ, фактически, узурпировал власть в Национальном органе по неподкупности в ситуации, когда действительно существовало мирное и цивилизованное решение”.
Анатолие Дончу подчеркивает, что государственную должность нельзя занимать незаконно или произвольно, она должна быть передана с соответствующими полномочиями, только в установленном законом порядке. Анатолие Дончу добавляет, что „как известно, Виктор Стрэтилэ это человек, который на протяжении исполнения полномочий члена совета и, при необходимости, заместителя председателя НАК, с 2013 года и до в настоящего времени проявил себя только как пламенный противник реорганизации комиссии и системы онлайн-деклараций, а также других аспектов деятельности учреждения по неподкупности”.
Более того, Анатолие Дончу утверждает, что абсолютно непонятно, как может такой человек претендовать на руководящий пост в учреждение по неподкупности в ситуации, когда не достоин этого, не является честным, поскольку не прошел тест на полиграфе. В этой ситуации Дончу считает, что Конституционный суд, Генеральная прокуратура и адвокат народа должны отреагировать и принять решение по поводу этой информации и изложить свою позицию, в соответствии с законом, во избежание возможного негативного прецедента для страны в будущем.