На днях в одном из интервью глава Делегации ЕС в Молдове Петер Михалко заметил, что отношения между Евросоюзом и Молдовой развились, а внедрение Соглашения об ассоциации достигло довольно высокого уровня. Между тем в гражданском обществе и политической оппозиции устойчиво держится мнение об отсутствии активности в реализации реформ и программ европейской модернизации Молдовы. Как все же обстоят дела, обсуждали участники публичных дебатов в IPN „Актуальное место евроинтеграции в социально-политической повестке Молдовы”
„Если вывести график, как Молдова реализует повестку евроинтеграции, то получится прыгающая кривая, которая то взлетает, то падает ниже отправной точки. Но сейчас эта кривая замерла”, - говорит юрист, постоянный эксперт проекта Штефан Глигор.
Причины он видит в событиях, которые последовали после прихода к власти проевропейской коалиции в 2010 году. „Она сумела получить и капитализировать симпатии и надежды общества на экономическое развитие и демократизацию, но вместо того, чтобы работать на ожидания граждан, запустила обширные коррупционные процессы, ставшие системными. Формально Молдова следовала евроинтеграционной повестке, но ЕС разочаровался в партнере по развитию. Оказалось, что четыре года видные представители проевропейской коалиции работали на себя. Это привело к охлаждению отношений и заморозке фондов. В итоге мы уже шестой год страдаем от последствий предательства, организованного проевропейским большинством”, - пояснил эксперт. Он убежден, что пока фигуранты порочной системы будут влиять на принятие решений в государстве, реальная евроинтеграция останется на заднем плане внимания властей.
Председатель Ассамблеи народов Молдовы Ольга Гончарова также убеждена, что „евроинтеграция не как декларация, а как реальное движение по внедрению реформ, сегодня в Молдове отсутствует”. „Мне могут возразить, сказать: напротив реформы начались. Нет, это не реформы, это разговоры о реформах”, - подчеркивает участница дебатов.
По ее мнению, власть не говорит о евроинтеграции, потому что это единственное предвыборное обещание, которое выполнил Игорь Додон. „Он заявлял, что Соглашение об ассоциации будет расторгнуто, а евроинтеграционные процессы не для нас, и вот – ничего не происходит”, - заметила Ольга Гончарова.
Но и оппозиция, по ее мнению, не отстаивает повестку евроинтеграции. „Нашу оппозицию, в принципе, трудно назвать таковой. Судя по тому, как она работает, это вялотекущий процесс противопоставления себя власти. Они выходят с лозунгами о реформах, та же Pro Moldova первое что сделала, заявила, что она за евроинтеграцию, но для них это только ширма, чтобы рассчитывать на получение финансов. Сегодня в Молдове заботы и власти, и оппозиции направлены на защиту своих интересов”, - говорит Ольга Гончарова.
Исполнительный директор центра Piligrim-Demo Михаил Сиркели назвал две причины стагнации европейской интеграции в Молдове. „Во-первых, источник легитимности главного лица власти Игоря Додона. А это фотографии с Владимиром Путиным и поддержка Владимира Путина. Еще, возможно, дело в том, что он получает рекомендации – и по вопросам внутренней политики, и по вопросам внешней политики. Наверное, поэтому он так часто и катается в Москву”, - заметил эксперт.
„С другой стороны, мы не видим у сегодняшней власти государственного подхода, что вообще делать с Республикой Молдова. Реформы, которые предлагает Евросоюз, очень хорошо воспринимаются в молдавском обществе, но, к сожалению, власть в них не заинтересована”, - заключил Михаил Сиркели.
Публичные дебаты „Актуальное место евроинтеграции в социально-политической повестке Молдовы ” входят в цикл „Преодоление стереотипов о евроинтеграции через коммуникацию”. Информационное агентство IPN проводит публичные дебаты при поддержке Фонда Ханнса Зайделя.