2020 год стал проверкой в режиме реального времени для всей системы здравоохранения

Итоги года в области здравоохранения подводит Алла Токарчук, эксперт по вопросам общественного здравоохранения, в рамках цикла IPN „Каким был 2020 год, с его минусами и плюсами”.

Алла Токарчук считает, что это был год, который стал проверкой в режиме реального времени для всей системы здравоохранения. Уже в марте было совершенно понятно, что пришла новая, весьма заразная болезнь, которая приведёт к большому количеству заболевших. Молдавская система здравоохранения уже была достаточно устаревшей во многих аспектах – и в плане ограниченных структурных возможностей, и в плане людских ресурсов, и, конечно же, с точки зрения применяемых технологий. Пандемия обнажила все эти проблемы и, один за другим, обнаружила системные изъяны во всех сегментах медицинской помощи.

Анализируя развитие ситуации в течение этого года, Алла Токарчук говорит, что со структурной точки зрения никаких значительных изменений в санитарной системе не произошло. Все составляющие системы остались на своих местах. Новых больниц построено не было. Ни одна больница не была закрыта. Всё осталось по-прежнему, практически с теми же техническими условиями и людскими ресурсами. С функциональной точки зрения произошли значительные изменения на целом ряде направлений. В числе сегментов медицинской помощи, первыми давших осечку, оказался сектор первичной медицины. Семейные врачи, в силу высокой загруженности пациентами из-за пандемии, с трудом управлялись с пациентами, страдающими хроническими и острыми заболеваниями. Сегмент специализированной медицины стоял на грани того, чтобы отменить все плановые операции и „держать руку на пульсе” лишь в отношении неотложных операций.

Отвечая на вопрос о том, как она оценивает управление пандемическим кризисом со стороны властей, эксперт отметила, что любой кризис порождает очень много неопределённости. Нынешний пандемический кризис породил большой уровень неопределённости не только в системе здравоохранения, но и в социальной, общественной, экономической системах. „Если в таких условиях ты выступаешь с жёсткой критикой, то получаешь лишь один результат – увеличиваешь масштабы неопределённости. „Я уже более 15 лет специализируюсь в области управления изменениями и кризисами. В моём личном опыте было много кризисов меньших масштабов, в том числе и один пандемический. Я очень хорошо усвоила жизненный урок – в кризисной ситуации нужно делать всё возможное для трансформации неопределённости в определённость. Нужно не критиковать, не добавлять неопределённость, а поступать наоборот. Один за другим превращать неизвестные элементы в известные”, - пояснила Алла Токарчук.

Понятно, что отсутствовал план неотложной медицинской помощи, который следовало бы задействовать с началом пандемии. Отсутствовали резервы специальной защитной медицинской экипировки и знание алгоритмов деятельности. Потребовалось некоторое время для перенастройки системы здравоохранения с целью реагирования на пандемию. Было бы правильно провести эту перенастройку с сохранением полной функциональности системы, чего не произошло, отметила эксперт. Молдавская система здравоохранения отреагировала на пандемию, будучи настроена на ряде направлений на пониженный режим работы.

Мы обязаны помочь врачам справиться с этой пандемией

„Система остаётся очень негибкой перед лицом изменений. В то же время персонал страдает от эмоционального и физического истощения, и здесь имеются резервы. Люди из медицинской системы сейчас являются главным ресурсом. Я бы пополнила эти ресурсы за счёт ресурсов общества. Ещё в мае я предложила сформировать в рамках каждого местного сообщества группы пациентов, уже излечившихся от COVID-19, чтобы оказывать помощь и курировать тех, кто переживает эту болезнь или проходит реабилитацию после неё. Эта практика очень широко распространена в случае больных со многими хроническими заболеваниями. Эти группы являются большим подспорьем в секторе первичной медицины. В Молдове ничего подобного я пока не видела. Но это обеспечило бы очень хороший и действенный приток людских ресурсов, практически не требующий дополнительных затрат”, - предлагает Алла Токарчук.

Отношения между врачом и пациентом теперь следует вывести на иной уровень, отмечает Токарчук. „Сейчас мы все, общество, просто обязаны помочь врачам справиться с этой пандемией. И мы обязаны извлечь для себя некоторые уроки”, - отметила эксперт. По её мнению, здоровье – это самое главное, что есть у человека. Если этот ресурс сокращается, то снижаются работоспособность и качество жизни. Было бы хорошо прислушиваться к советам и рекомендациям врачей и защищать себя от этого очень сложного и непредсказуемого заболевания. Эксперт отмечает, что столь масштабная пандемия случается раз в сто лет. „Что скажут наши дети через 10 или 20 лет? Что вы не смогли объединиться и бороться с пандемией? Что многие умерли просто потому, что люди не соблюдали советы врачей? Как-то так будут судить о нас следующие поколения. Такой я вижу сейчас ситуацию”, - отмечает Токарчук.

Эксперт также говорит, что независимо от года, любой программный документ в области здравоохранения должен быть написан для людей и во благо людей. Доступ к любой услуге в области здравоохранения, для любого гражданина, независимо от его социального статуса и доходов, должен быть обеспечен в режиме нон-стоп, в полном объёме и качестве. „Мы – чемпионы по написанию политик, но мы менее хороши в деле их реализации, не достигнуты пункты национального консенсуса, особенно по стратегическим вопросам. У нас есть медицинская элита, но даже внутри этой элиты, то есть среди её медицинских и академических кругов, консенсус отсутствует. Это стало очевидно в ходе нынешней пандемии. Мы не достигли национального консенсуса по вопросу тестирования, не достигли консенсуса по клиническим протоколам, не пришли к множеству простых решений для управления этим кризисом и эффективного использования всех имеющихся в стране ресурсов”, - отмечает Алла Токарчук. По её мнению, это, по сути, проблема осознания собственных ограничений. У каждого человека есть внутренние ограничения. Если он их осознаёт, то знает, как их преодолеть. Если они их не замечает, то он заперт за ними, как за шторами, а „мы теряем человеческие жизни, умножаем неопределённость и усугубляем кризис”. „Вот что мы имеем сегодня. Но это также можно преодолеть путём дискуссий, договорённостей, соглашений и отразить в решениях, предлагает эксперт по вопросам общественного здравоохранения.

Мы будем жить в условиях пандемии ещё, как минимум, до 31 декабря 2022 года

Алла Токарчук считает необходимым пересмотреть алгоритмы борьбы с пандемией. Необходимо взять под контроль потоки пациентов с COVID-19 на всех направлениях, а также вновь открыть систему здравоохранения для хронических пациентов с другими заболеваниями. Следует оценить возможные сценарии развития пандемии до конца 2022 года, включив в них возможные вакцинации против COVID-19.

„Пандемия не закончится 31 декабря 2020 года. Мы будем жить в условиях пандемии ещё, как минимум, до 31 декабря 2022 года, и мы нуждаемся в консолидации сил и ресурсов на всех уровнях. Но прежде всего, нам нужен национальный консенсус в этом отношении”, - отметила Алла Токарчук.

IPN

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.