logo

Жители приднестровского региона - между вынужденным перемещением и энергетическим кризисом. Op-Ed Вадима Виеру


https://www.ipn.md/ru/zhiteli-pridnestrovskogo-regiona-mezhdu-vynuzhdennym-peremeshcheniem-i-energetic-7978_1111161.html

Представьте себе, что изо дня в день вам приходится покидать свой дом из-за угроз, которые могут поставить под угрозу вашу жизнь. Вы не можете взять с собой ничего особенного: только строго необходимое и надежду на то, что на правом берегу Днестра государство поможет вам начать всё сначала. Но оказавшись там, вы обнаружите, что никто не знает, где вас разместить, какую помощь вам оказать и как защитить вас от новых невзгод. Более того, вы только что узнали, что из-за энергетического кризиса есть риск остаться в холоде для десятков тысяч людей этой зимой, в том числе перемещенных лиц. Это не выдумка, а реальность, которую переживают многие внутренне перемещенные лица (ВПЛ) из приднестровского региона.

Вадим Виеру - юрист и эксперт по правам человека в Республике Молдова, занимающий должность директора программ в Ассоциации Promo-LEX. За годы работы он активно участвовал в продвижении и защите прав человека, уделяя особое внимание правовым вопросам и ситуации в приднестровском регионе.

Внутреннее перемещение - явление, которым пренебрегали в течение трех десятилетий

Республика Молдова из-за ряда исторических и политических факторов избегала брать на себя чёткую ответственность в отношении людей из приднестровского региона, которые вынуждены покидать свои дома. И что в результате? В настоящее время не существует закона, регулирующего статус ВПЛ, защищающего их права и предоставляющего им доступ к таким основным услугам, как жильё, психологическая помощь, социальная защита или профессиональная реинтеграция.

Под предлогом „замороженного конфликта” жители левобережья Днестра переживают постоянную драму: серьезные нарушения прав человека, угрозы, незаконные аресты и события, напоминающие скорее о прошлых эпохах, а не о Европе XXI века. В этом контексте некоторые решаются на побег ночью через административную линию, опасаясь в душе, что по возвращении они могут стать жертвами бесчеловечного обращения.

Государство остаётся в замешательстве перед ними

Не существует чётких процедур идентификации и защиты ВПЛ. Никто точно не знает их количества, куда они могут обратиться и с кем им следует разговаривать. Агентства социального обеспечения, которые могут вмешаться, не признают этот статус, а существующие центры размещения, которых мало, специализирующиеся на других типах уязвимости - не могут принять их на законных основаниях, если они не соответствуют критериям, установленным для других категорий (например, для жертв насилия в семье, торговли людьми или для людей преклонных лет.

При столкновении с таким институциональным вакуумом многие из внутренне перемещенных лиц обращаются за поддержкой к НПО или к центральным властям в надежде, что кто-то найдёт решение. Но решения обычно появляются на разовой основе, при отступлении от существующих правил, при реакции на поступающие среди ночи обращения и в преодолении бюрократического лабиринта. Это происходит именно тогда, когда кому-то нужна, возможно, самая элементарная вещь: безопасная крыша над головой.

Энергетический кризис, поражающий прежде всего уязвимых

Параллельно с этой драмой Республика Молдова переживает также один из худших энергетических кризисов в своей новейшей истории. Решение Российской Федерации прекратить поставки газа через Украину, отсутствие договора о транзите после 2024 года и нестабильные цены на международных рынках поставили власти Кишинева в критическую ситуацию: как обеспечить отопление и электричество для миллионов людей, в том числе для жителей приднестровского региона?

Помимо того, что 70% электроэнергии больше не поступает с Кучурганской электростанции, расположенной в сепаратистском регионе, транспортная сеть Республики Молдова тоже не готова обеспечить быструю и полную диверсификацию источников энергии. Правительство начало импортировать природный газ через коридор Румыния-Республика Молдова, предприняло шаги по поставке сжиженного природного газа (СПГ) через Болгарию и Грецию, а также приняло меры по экономии. Но при наличии неполного законодательства для временно перемещенных лиц, а они находятся в импровизированном, не отапливаемом соответствующим образом центре размещения, как справиться с их защитой зимой?

Рост цен на энергоносители, банкротство некоторых предприятий, риск нехватки электроэнергии и газа, а также нагнетаемая Российской Федерацией политическая напряженность оказывают еще большее давление на правительство и на наиболее уязвимых граждан. Так что перемещенные лица, которые уже потеряли свой дом, часто становятся ,,невольными жертвами” более крупной геополитической борьбы. Без стабильного жилья, без перспектив и с огромными счетами за временное арендованное жильё многие предпочитают покинуть страну или, что ещё хуже, вернуться в Приднестровье, рискуя подвергнуться преследованиям. Порочный круг, который губит жизни и разрушает семьи.

От статистики до историй из жизни

Мужчина из Бендер, который был неправомерно задержан приднестровской милицией за критические комментарии по поводу российских символов, бежит в Кишинев и просит убежища для себя и своей семьи. ,,Куда мне идти?” - в отчаянии спрашивает он, когда узнает, что не имеет права быть принятым ни в один центр размещения для взрослых. Государственные учреждения, в лучшем случае, направляют его в НПО, временно управляющую с трудом финансируемым помещением для размещения. Но и там он с семьёй не может долго проживать, ведь нет денег, отсутствует рамочный контракт с государством.

Подвергавшаяся травле в Тирасполе мать с двумя маленькими детьми стала ночевать в доме знакомых, потому что у неё нет удостоверяющих личность документов „на правом берегу” и она не может снимать жильё на законных основаниях. В разгар зимы она оказывается без центрального отопления, потому что владелец не смог оплатить огромные счета. Для неё возвращение в регион означало бы поставить под угрозу свою жизнь и безопасность детей. А что государство? Молчит. Чрезвычайного механизма пока нет, потому что на самом деле национальное законодательство не признаёт её „внутренне перемещенным лицом”.

Такие конкретные случаи с людьми показывают, что отсутствие последовательной политики в сочетании с разоряющим энергетическим кризисом может превратить жизнь некоторых граждан в мучение, с которым рядовому гражданину невозможно справиться.

Какие решения существуют?

Разработка и быстрое принятие закона о внутренне перемещенных лицах (ВПЛ)

Этот закон должен включать следующее: ясное определение ВПЛ; чёткое право на убежище и помогающие услуги; создание ответственной национальной структуры; государственное финансирование адаптированных центров размещения; гибкие процедуры, позволяющие вмешаться в чрезвычайных ситуациях.

Создание единого механизма для координирования

В контексте энергетического кризиса жизненно важно иметь ,,кризисную ячейку”, в которой будут участвовать представители министерств, гражданского общества, международных партнёров. Эта ,,ячейка” должна будет координировать перемещение ВПЛ, обеспечение отопления и электроснабжения, а также контролировать центры размещения или их временное жилье в режиме реального времени.

Партнёрство государства и НПО

НПО до сих пор играли главную роль в принятии на себя серьезных дел, предоставляя временное убежище. К сожалению, их средства ограничены, и зависят от грантов. Правительству необходимо заключать партнёрские соглашения и выделять бюджеты специального направления, чтобы сделать эти убежища частью официальной системы.

Информация и консультирование по вопросам ВПЛ

Круглосуточная телефонная линия, служба поддержки и справочник, опубликованные на официальных сайтах, могут спасти жизни, предоставляя информацию о центрах размещения, условиях доступа, социальной помощи и о способах получения документов, удостоверяющих личность.

Дополнительная защита в контексте энергетического кризиса

ВПЛ необходим приоритетный доступ к компенсации за отопление, транспортировку и распределение дров (в сельской местности) и принятие любых временных мер по энергосбережению. Никто не должен замерзнуть в разгар зимы, и, прежде всего, никто не должен чувствовать, что государство бросает его после того, как он уже потерял свой дом.

Сотрудничество с внешними партнёрами

Европейский Союз, США, Румыния и другие государства-доноры могут быть готовы оказать финансовую и материально-техническую поддержку, чтобы улучшить энергетическую инфраструктуру и создать надёжную систему защиты для ВПЛ. Правительство должно прояснить свои потребности и представить конкретные проекты.

Действия и солидарность критически важны

Один кризис не отменяет другой. Энергетический кризис является испытанием Республики Молдова на стойкость, а внутреннее перемещение из приднестровского региона - испытанием для нашей человечности и коллективной ответственности. К сожалению, действительность показывает, что эти два кризиса усиливают друг друга, превращая и без того уязвимых людей в подлинных жертв.

Страна, стремящаяся к европейским ценностям, не может закрывать глаза на страдания своих граждан, нуждающихся в безопасности и минимальном тепловом комфорте, особенно зимой. Как бы это ни казалось сложным, в наших силах перестать позволять перемещенным лицам чувствовать себя ”сиротами” в своей стране. Кризис велик и он углубится, если мы останемся равнодушными. Но эта ситуация может также представить возможность доказать, что Республика Молдова признаёт и защищает своих граждан, независимо от того, на каком берегу Днестра они живут.

Между холодом и угрозами всегда есть место для надежды. А надежда начинается с признания того факта, что никто не должен молча страдать, будучи лишён дома и тепла. Мы, как общество, и руководство, как учреждения, обязаны ставить людей на первое место.