Мошенничество превратилось в легкоуправляемый инструмент запугивания, позволяющий возбуждать уголовные дела и сажать в тюрьму тех, у кого нет надёжной защиты. Такое мнение высказал адвокат Георге Маковей, поведавший на пресс-конференции в IPN о ситуации с женщиной, осуждённой на девять лет лишения свободы за кредит, который она возвратила дважды.
По словам адвоката, его клиентка является основателем и администратором компании, которая владела ореховыми садами. В 2012 году женщина взяла у друзей своего бывшего мужа кредит на 400 тысяч леев для выплаты процентных ставок по взятому ею банковскому кредиту. Деньги она заняла на один месяц и вернула в срок, через бывшего мужа. Через два года, в 2014 году, к ней явился кредитор. Он заявил, что деньги к нему не попали и, имея на руках расписку с подписью женщины, он потребует вернуть ему долг через суд.
Георге Маковей рассказывает, что когда в ходе гражданского судопроизводства адвокат женщины потребовал провести экспертизу прилагавшихся к делу расписок, в отношении его клиентки было возбуждено уголовное дело за мошенничество. Исходя из того, что адвокат в ходе гражданского процесса не признал подлинность подписи на расписке 2014 года, суд счёл, что его клиентка отрицает наличие долга, не признаёт его и, соответственно, что она совершила мошенничество. Женщину задержали, а в 2016 году её приговорили к 9 годам лишения свободы. Несмотря на то, что она погасила кредит повторно.
Апелляционный суд отклонил апелляцию, и дело оказалось в Высшей судебной палате, которая приняла решение о его пересмотре. Кишинёвский апелляционный суд оставил в силе своё решение, и в 2018 году вновь была направлена апелляция в Высшую судебную палату, которая пока не вынесла своего решения. Следующее заседание состоится 25 июня.
Если ВСП оставит в силе своё прежнее решение и констатирует ошибки, допущенные нижестоящими инстанциями, то ей придётся признать наличие системной проблемы с мошенничеством и его толкованиями, считает адвокат. Если же ВСП оставит в силе решения Апелляционного суда, то это будет означать, что она вынесла два противоречащих друг другу решения, и отсюда „недалеко до возможного обвинительного вердикта ЕСПЧ за неединообразное применение закона в рамках одного и того же дела”.
По словам Маковея, „аргумент, лежащий на столе Высшей судебной палаты, заключается в том, что если человек пожаловался на финансовые проблемы и попросил денег, то он уже хотел обмануть, не возвращать деньги”. Адвокат считает, что целью причастных к этому делу лиц было разрушить бизнес его клиентки. Бизнес с оборотом в миллионы леев уже два года как находится в процессе банкротства.
„В условиях, когда неисполнение обязательства в рамках гражданских правоотношений может быть легко превращено в уголовное дело, которое карается в уголовном порядке, это угроза для каждого из нас”, - заявил Георге Маковей. По словам адвоката, „приговор в 9 лет тюремного заключения за кредит, который ты вернул, не имеет никакого логического или законного обоснования”.
Женщина пока остаётся на свободе до вынесения окончательного приговора.