logo

Запрещение баллотироваться некоторым лицам, связанным с партиями, - антиконституционно


https://www.ipn.md/ru/zapreshchenie-ballotirovatsya-nekotorym-litsam-svyazannym-s-partiyami-antikonsti-7965_1103563.html

Конституционный суд (КС) признал неконституционным запрет на участие в выборах лицам, связанным с политическими партиями. Решение было провозглашено на основании обращения, поданного депутатами бывшей партии „Шор”, которая объявлена неконституционной. Таким образом, Конституционный суд счёл, что поправки в Избирательный кодекс, принятые в обоих чтениях в тот же день, содержат как процедурные недостатки, так и по существу, - передает IPN.

Обращение было подано 16 октября 2023 года депутатами Денисом Улановым, Мариной Таубер, Региной Апостоловой, Вадимом Фотеску и Петру Жарданом. Оспариваемые положения запрещают баллотироваться на выборах лицам, которые на день оглашения решения Конституционного суда о признании политической партии неконституционной подозревались, обвинялись, были виновны или были осуждены за совершение преступлений, отмеченных судом как аргумент в контексте объявления неконституционности партии. Речь идет о лицах, которые были исключены из предыдущих выборов как следствие нарушения ими избирательного законодательства, а этот факт был сохранен в качестве аргумента при признании политической партии неконституционной и т.д.

Авторы обращения отметили, что оспариваемые положения противоречат Конституции и нарушают положения о суверенитете и государственной власти, демократии и политического плюрализма, равенства, презумпции невиновности, права голосовать и права быть избранными, свободы партий и других общественно-политических организаций и так далее.

При рассмотрении обращения КС заметил, что регистрация законопроекта в Секретариате Парламента и его гпринятие в первом чтении состоялись 4 октября 2023 года, а принятие законопроекта во втором чтении состоялось во второй половине того же дня. Так что у депутатов было в распоряжении несколько часов, чтобы сформулировать предложения и поправки в законопроект для первого и второго чтения. Таким образом, поскольку при принятии оспариваемого закона Парламент не обеспечил справедливый баланс между правом депутатов формулировать предложения и поправки к законопроекту и принципом парламентской автономии, Конституционный суд установил, что оспариваемый закон противоречит статье 73 Конституции.

Суд проанализировал также оспариваемые положения сквозь призму - ограничен ли срок ограничения во времени или существует ли возможность требовать его пересмотра; применяется ли ограничение на основании объективных критериев; а также если процедура применения ограничения сопровождается достаточными соответствующими гарантиями, способными обеспечить защиту от произвола.

КС отметил, что запрет на баллотирование ограничен во времени. Лица, подпадающие под него, не имеют права баллотироваться на выборные должности в течение трех лет со дня оглашения решения Конституционного суда о признании партии неконституционной. С другой стороны, в своей практике КС установил, что точная продолжительность запрета баллотироваться не учитывает степени участия каждого человека в действиях, по которым партия была признана неконституционной. Таким образом, к лицам, которые незначительно способствовали действиям, за которые партия была объявлена неконституционной, будет применён запрет на тот же срок, что и в случае лиц, которые активно способствовали или играли решающую роль в совершении вменяемых партии деяний. КС пришёл к выводу, что такой подход может привести к непропорциональному применению запрета к поведению кандидата.

Суд отметил, что критерии дисквалификации не содержат нейтральных текстов, позволяющих оценивать кандидатов на основе опасности, которую кандидаты представляют для заявленных законодателем целей. Таким образом, критерии дисквалификации относятся к кандидатам, поведение которых было отмечено в решении о признании партии неконституционной, но без применения к кандидатам, поведение которых не было упомянуто в решении, даже если обе категории кандидатов представляли бы своим поведением одинаковую степень опасности для охраняемых законодателем целей. Такой подход законодателя позволяет ограничение реализации избирательных прав кандидатов дискриминационным методом.

Кроме того, на этапе применения ограничения на регистрацию конкурентов на выборах избирательными органами на основании списка, сообщенного Центральной избирательной комиссией, оспариваемые положения не предусматривают, что они должны бы предварительно заслушать кандидата и предоставить ему возможность защищаться. Следовательно, Конституционный суд констатировал, что установленные положения не обеспечивают достаточных гарантий, способных обеспечить защиту от произвола.

Таким образом, Конституционный суд объявил неконституционным Закон №280 от 4 октября 2023 года о внесении изменений в Избирательный кодекс. Решение является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу со дня принятия и публикуется в Monitorul Oficial.