В день 25-летия начала Войны по защите территориальной целостности и независимости Республики Молдова некоторые политики рассматривают ее как агрессию Российской Федерации против Республики Молдова, которая только провозгласила независимость. Другие, однако, считают, что это была братоубийственная война. И хотя большинство выступает за сохранение территориальной целостности Республики Молдова, а также продолжение переговоров в формате 5+2, есть политики, которые считают, что переговоры должны быть заморожены. Мнения были высказаны в ходе публичных дебатов, посвященных теме: „Каковы шансы размораживания замороженного конфликта на Днестре, организованных Информационным агентством IPN и Radio Moldova.
Председатель Либерально-демократической партии Виорел Чиботару заявил, что приднестровская проблема для него не является только темой для исследований или политическим вопросом, но имеет и личное значение, поскольку был вовлечен в исторические действия, связанные с этим конфликтом, касающиеся его причин, развития, военных действий, а так же попыток его решения. Для него лично, отметил политик, было абсолютно очевидно, что эта война Республики Молдова, которая только обрела независимость и пыталась утвердиться, с Российской Федерацией и вооруженными силами Российской Федерации. По его словам, даже если в силу ряда причин – исторических, дипломатических или других, многие используют понятие вооруженный конфликт, для него лично, это была война. По его мнению, в настоящее время мы наблюдаем конфликт между политическим классом Кишинева и политическими элитами Тирасполя, а фаза окончания конфликта может быть объявлена только теми, кто представляет геополитические интересы.
Председатель Правой партии Анна Гуцу заявила, что 2 марта 1992 года началась военная агрессия Российской Федерации против молодой Республики Молдова. Это произошло именно в тот день, когда Республика Молдова присоединилась к ООН в качестве суверенного и независимого государства. Политик сказала, что Договор, который был заключен 21 июля 1992 года, между тогдашним президентом Мирчей Снегуром и российским президентом Борисом Ельциным было соглашением, которое узаконивало дислокацию 14-й Армии на территории Республики Молдова, и это является самой большой ошибкой из-за того, что Россия, как сторона конфликта и государство-агрессор, в соответствии с этим соглашением является и стороной, обеспечивающей безопасность в зоне, и в этом есть большое противоречие. По ее словам, на самом деле, Республика Молдова проиграла эту войну, потому что была вынуждена уступить часть своей территории и на данном этапе Республика Молдова не контролирует этот регион. По ее мнению, сегодня этот конфликт на руку и администрации самопровозглашенной республики и молдавским политикам, которые имеют бизнес-интересы в регионе, и контрабанда ни для кого не является секретом.
Депутат от Партии социалистов Влад Батрынча считает, что этот конфликт был братоубийственным, потому что мы один народ. По его словам, этот конфликт был генерирован политическим классом с обоих берегов Днестра, который не смог обеспечить решение и очень ясное будущее для обеих сторон, так и внешним влиянием с нескольких сторон. По его мнению, вину за конфликт несет тогдашний политический класс. Сегодня существует формат 5+2, и не плохо, что в него вовлечены великие державы мира, это даже хорошо, но проблема в отношениях между Тирасполем и Кишиневом. По его мнению, если будет определен общий знаменатель и приемлемая формула для обоих берегов Днестра, конфликт может быть урегулирован.
Доктор исторических наук Октавиан Цыку сказал, что историческая перспектива является более гибкой и позволяет применить более долгосрочный подход к урегулированию этого конфликта. Конфликт является эпизодом русско-румынской конфликтологии, которая не проходит, вероятно, с 1791 года, когда Российская империя достигла границ Днестра и начала создавать Тираспольскую крепость, которая стала вехой в имперской стратегии Российской Федерации на Балканах. По его мнению, 1992 год является продолжением того, что было в 1812 и 1940 годах, потому что это тот же сценарий, который был реализован из желания создать плацдарм влияния на Балканах, в Румынских Странах, Константинополе и др.
„Мы видели в 1924 году румынскую составляющую за Днестром, называемую Молдавская автономная республика, которая за очень короткое историческое время стала центром притяжения советской политики моделирования молдавской идентичности, реализованной 2 августа 1940 года при присоединении к Бессарабии. С исторической точки зрения, соединение этих двух несовместимых сущностей длилось до тех пор, пока Советский союз осуществлял полный контроль над этой территорией. А в условиях национального возрождения и утверждения сил, которые хотели независимости, в начале 90-х годов мы наблюдали конкретные действия Москвы по строительству этого сепаратистского режима, который превратился в военную агрессию Российской Федерации, которая в настоящее время занимает своими войсками восточную часть Республики Молдова”, - отметил историк.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан считает, что приднестровский конфликт не является чисто этническим, идеологическим или религиозным, но является переходным, или следствием распада Советского союза, который был идеологической империей. По его мнению, для некоторых распад СССР имел очень негативные коннотации, был для некоторых потерянным раем, для других означал новое начало, и в этом была причина появления конфликта, подпитанная ошибками политического класса.
Эксперт отметил, что для большинства граждан из приднестровского региона именно эта территория был как последний оплот Советского союза в смысле противостояния против распада. С другой стороны Днестра существовала волна энтузиазма национального возрождения и эти два представления были использованы политиками с обоих берегов Днестра, и не обязательно злонамеренно. По его словам, было очень много фобий, которые в конечном итоге привели к тому, что мы называем сегодня конфликтом.
Депутат от Демократической партии Еуджениу Никифорчук заявил, что согласно Программе деятельности Правительства Республики Молдова реинтеграция страны однозначно является приоритетом. По его словам, будут приложены все усилия для того, чтобы в будущем страна была реинтегрирована. Для этого работает диалоговая платформа, проводятся рабочие заседания. Депутат отметил, что позиция ДПМ соответствует позиции правительства, а именно в том, что Республика Молдова является унитарным государством с особым статусом для приднестровского региона. По его мнению, очень важно иметь постоянный диалог между двумя берегами Днестра, который в последнее время твердо идет вперед. Но, к сожалению, отметил депутат, сегодня есть политики, которые продвигают федерализацию страны.
71-е публичные дебаты „Каковы шансы размораживания замороженного конфликта на Днестре?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” были организованы при поддержки немецкого Фонда Ханнса Зайделя.