logo

Замешательство социалистов. Op-Ed Виктора Пелина


https://www.ipn.md/ru/zameshatelstvo-sotsialistov-op-ed-viktora-pelina-7978_1081072.html

Озвученные лидером ПСРМ намерения сознательно торпедировать последствия, вытекающие из документов КС, должны получить достойный отпор. В этом смысле давление со стороны уполномоченных учреждений и общественности на лидера ПСРМ из-за его подрывных действий, направленных на скрытую федерализацию Республики Молдова, в мае–июне 2019 года, а также из-за незаконного финансирования ПСРМ, должно обрести прежний размах и дать реальный результат…”
---


Дрейф

Конституционный суд (КС) констатировал наличие обстоятельств, оправдывающих роспуск парламента, а это означает, что досрочные парламентские выборы неизбежны. Заключение КС способствовало полной дезориентации Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ) и её лидера – Игоря Додона. Последний столкнулся с дилеммой: спровоцировать восстание или соблюсти заключение КС, то есть устранить искусственные препятствия для организации досрочных парламентских выборов. Речь идёт о сложном решении, поэтому пока лидер ПСРМ предпочитает говорить об обоих указанных вариантах. С одной стороны, Игорь Додон говорит об „узурпации власти в стране посредством Конституционного суда, и парламент должен дать этому соответствующую оценку, как это было в 2019 году”. С другой же стороны, он утверждает, что ПСРМ готова к досрочным выборам, нужен лишь диалог с политическими оппонентами – президентом Майей Санду и Партией действия и солидарности (ПДС) для согласования деталей, касающихся организации досрочных выборов.

Риторика лидера ПСРМ на тему узурпации власти в стране судьями КС призвана оправдать проигрыш в ходе политического соперничества. Ни кто иной, как лидер ПСРМ Игорь Додон, настаивал на отставке правительства, которая является кратчайшим путём к досрочным выборам в 2021 году. Более того, лидер ПСРМ обнародовал свой план игнорирования положений Конституции и судебной практики КС (28.05–31.22 мин.) в случае возможного создания проевропейскими партиями парламентского большинства с представителями бандитов и мафии (см. 07.00–15.21 мин.). Любопытно, что после проигрыша президентских выборов Игорем Додоном президент Майя Санду практически в точности следовала плану действий, изложенному экс-президентом. Это стало возможным потому, что Игорь Додон, будучи слаб в расчётах, сделал два неожиданных подарка президенту Майе Санду:

  • настоял на отставке Правительства Кику, чтобы спровоцировать досрочные выборы;
  • подтолкнул ПСРМ к коалиции с представителями бандитов и мафии (см. 07.00–15.21 мин.), чтобы сорвать собственный план провоцирования досрочных выборов.
     

Тем самым вскрылся тот факт, что вся политическая стратегия ПСРМ зависела от фактора победы или проигрыша лидера политформирования на президентских выборах. Проиграв президентские выборы, Игорь Додон дезориентировал всю деятельность ПСРМ.

Вмешательство внешнего фактора в шахматную игру лидера ПСРМ

В контексте вышесказанного, угроза лидера ПСРМ в адрес членов КС и заявление об узурпации власти в стране, такой же, какая наблюдалась в июне 2019 года, абсолютно неуместны. Более того, подобные угрозы только наносят ущерб репутации ПСРМ. Политический контекст 2019 года был очень специфическим, отмеченным вмешательством внешнего фактора:

  • прежде всего, ситуацией в 2019 году управляла в основном ПСРМ, которая одним звонком старейшего парламентария – депутата от ПСРМ Эдуарда Смирнова – могла созвать заседание законодательного органа для определения структуры рабочих органов и их формирования. До сих пор остаётся загадкой, почему ПСРМ не решилась тогда созвать заседание парламента;
  • поведение фракции ПСРМ согласовывалось с московскими партнёрами. Визит 16 апреля 2019 года всей фракции ПСРМ в Москву оказал определяющее влияние на поведение ПСРМ, в том числе на отказ от созыва заседания для определения внутренней организации парламента. Так, к примеру, депутат от ПСРМ Штефан Гацкан, не ездивший в Москву, поскольку он был избран в марте 2020 года, временами отличался диссидентским и непостоянным поведением;
  • тайные переговоры между президентом Игорем Додоном и исполнительным координатором Владом Плахотнюком о федерализации Республики Молдова по плану Козака неожиданно выплыли наружу, продемонстрировав крайне тонкое вмешательство московских политических кругов в политическую ситуацию в Республике Молдова;
  • отказ координатора, Влада Плахотнюка, подписать секретный план федерализации Республики Молдова вызвал ответную реакцию Москвы, проявлением которой стал визит Дмитрия Козака в Кишинёв, за которым последовала смена курса Игоря Додона;
  • обнаружила себя забота Игоря Додона о финансировании ПСРМ, и её стоит расследовать. Общественность смогла убедиться в том, что в случае подписания Владом Плахотнюком секретного плана федерализации Республики Молдова Игорь Додон получил бы два источника финансирования для ПСРМ – от Газпрома и от Плахотнюка, через Костю и Корнела.

 

Но шахматная игра Игоря Додона была разоблачена Плахотнюком, который отказался подписывать секретный план федерализации. Очевидно, что в таких обстоятельствах единственным выходом из критической ситуации, в которой оказались Игорь Додон и ПСРМ, стала коалиция с блоком ACUM для устранения влияния Влада Плахотнюка. Эти детали чрезвычайно важны в настоящее время, когда лидер ПСРМ, без каких-либо доказательств, обвиняет КС и президента Майю Санду в том, что они подконтрольны некоторым западным политическим кругам. Правда состоит в том, что с 2014 года, когда Игорь Додон поддержал аннексию Крыма Россией в обмен на личную поддержку ПСРМ президентом Путиным на парламентских выборах, говорить об иностранном влиянии на Республику Молдова является банальностью.

Разница между поведением Конституционного суда в 2019 году и сегодня

Заявление лидера ПСРМ об узурпации власти Конституционным судом на основании констатации обстоятельств, оправдывающих роспуск парламента, является вопиющим. В 2019 году решения КС вызывали целый ряд вопросов:

  • принятие как на конвейере, в обход процедур, целой серии постановлений, выгодных Владу Плахотнюку и Демократической партии Молдовы (ДПМ). Всё же, в основе постановлений КС от июня 2019 года лежало отсутствие руководящих органов парламента, которые даже не были сформированы из-за бездействия ПСРМ;
  • преднамеренное изменение судебной практики КС на том основании, что после 14 июня 2019 года возникли новые обстоятельства – речь идёт об отмене КС собственных решений. Очевидно, что новые обстоятельства возникли сразу после тайного бегства Влада Плахотнюка из страны;
  • члены КС добровольно ушли в отставку после того, как были вынуждены признать, что после бегства из страны исполнительного координатора возникли обстоятельства, которые нельзя было предвидеть в момент принятия злополучных постановлений.

 

Ничто из вышеуказанного нельзя вменить в вину нынешнему составу КС после принятия им заключения от 15 апреля 2021 года. Более того, в 2019 году, на протяжении одной недели, в стране наблюдалось настоящее двоевластие, поддерживаемое группами протестующих с одной и с другой стороны. Бегство из страны Плахотнюка и Шора, последний из которых являлся поставщиком оплачиваемых протестующих, привело к разрядке ситуации и её возвращению в конституционные рамки. В настоящее время Игорь Додон и ПСРМ не могут претендовать на способность организовать какое-либо восстание, которым грозит лидер социалистов. Например, стоит вспомнить марш на Кишинёв, анонсированный после того, как был признан неконституционным закон о функционировании языков – эта акция так и не состоялась из-за отсутствия гражданской поддержки. В этом контексте угрозы Игоря Додона в адрес КС и несоблюдение его постановления, скорее, могут послужить поводом для возобновления, под давлением улицы, расследования особых отношений между лидером ПСРМ и Владом Плахотнюком, а также незаконного финансирования ПСРМ.

В чём прав Игорь Додон

Лидер ПСРМ всё же прав, когда заявляет о том, что проведению досрочных парламентских выборов должны предшествовать консультации президента Майи Санду с парламентскими партиями. Социально-экономический и пандемический кризисы требуют проведения такого рода консультаций. Поэтому глава государства поступила бы правильно, если бы, перед подписанием указа о роспуске парламента и назначении даты досрочных выборов, она достигла общего знаменателя по этому вопросу с парламентскими партиями.

Надлежащее проведение досрочных выборов предполагает принятие правильных, взвешенных решений в отношении: состава Центральной избирательной комиссии (ЦИК), которой предстоит управлять избирательным процессом, но срок полномочий которой истекает в июне 2021 года; изыскания финансовых источников для организации и проведения выборов; решения проблем, с которыми сопряжено проведение избирательного процесса в условиях пандемии, и т.д.

Выводы

Отсутствие последовательности у лидера ПСРМ дезориентирует всю деятельность партии. В результате президенту Майе Санду удалось за четыре месяца своего мандата добиться права распустить парламент. Её предшественник Игорь Додон не сумел добиться роспуска парламента за весь свой четырёхлетний мандат. С этой точки зрения последовательность Майи Санду выделяется на фоне неспособности Игоря Додона выполнить свои предвыборные обещания. Более того, лидер ПСРМ показал себя ренегатом, отказавшись от заявленной цели в виде роспуска парламента, к которой он так стремился на протяжении четырёх лет.

Политические комбинации лидера ПСРМ разрушительны для репутации этого политформирования. Заявление об узурпации власти в стране Конституционным судом звучит невообразимо абсурдно на фоне создания парламентского большинства с депутатами, связанными с беглым узурпатором – Владом Плахотнюком, и с главным обвиняемым в краже миллиарда – Иланом Шором.

Озвученные лидером ПСРМ намерения сознательно торпедировать последствия, вытекающие из документов КС, должны получить достойный отпор. В этом смысле давление со стороны уполномоченных учреждений и общественности на лидера ПСРМ из-за его подрывных действий, направленных на скрытую федерализацию Республики Молдова, в мае–июне 2019 года, а также из-за незаконного финансирования ПСРМ, должно обрести прежний размах и дать реальный результат.