Следует отметить, что вспышка коронавирусной инфекции в Национальной армии произошла вскоре после того, как глава государства подписал 13 июня указ об использовании армии во время чрезвычайного положения в области общественного здоровья. В аналитической ноте, цитируемой IPN, эксперты Ассоциации за демократию через участие задаются вопросом, зачем было необходимо участие Национальной армии в операции, которая не является специфической, и если это участие не является причиной заражения солдат Мотопехотной бригады „Молдова”?
Министерство обороны сообщило, что в период пандемии в Национальной армии было зарегистрировано 65 случаев инфицирования новым коронавирусом, 18 человек из общего числа зараженных военных и гражданских служащих уже вылечились и были выписаны из больницы. 42 человека продолжают оставаться в Центральном военном клиническом госпитале и гражданских медицинских учреждениях, а пять сотрудников проходят лечение на дому, поскольку у них отмечаются мягкие формы заболевания. 20 случаев заболевания новым коронавирусом зарегистрированы в Мотопехотной бригаде „Молдова”. Министр обороны в экстренном порядке посетил бельцкий гарнизон. В контексте эпидемиологической ситуации в Национальной армии министр Пынзарь посетил 18 июня военный госпиталь, чтобы узнать о состоянии здоровья больных, а также проверить условия работы медицинского состава учреждения.
Эксперты ADEPT отмечают, что очаг заражения среди сотрудников Национальной армии появился вскоре после того, как глава государства подписал 13 июня Указ об использовании национальной армии во время чрезвычайного положения в области общественного здоровья. Согласно указу, армия должна оказать необходимую поддержку властям в области общественного порядка, в действиях по надзору за соблюдением физическими и юридическими лицами мер по предупреждению и контролю распространения инфекции COVID-19 в соответствии с постановлениями Национальной чрезвычайной комиссии по общественному здоровью.
Поводом для подписания президентского указа послужила эпидемиологическая ситуация в Республике Молдова, вызванная развитием инфекции COVID-19. Основанием для участия Национальной армии послужили положения Конституции, положения Закона о национальной обороне, постановление Национальной чрезвычайной комиссии по общественному здоровью и ходатайство председателя вышеназванной комиссии, в котором указывается на крайне тяжелую ситуацию в области общественного здоровья.
В примечании отмечается, что несколько вещей остаются неясными. Согласно указу президента, помощь Национальной армии была запрошена председателем НЧКОЗ, и эта помощь предоставляется властям государства в области общественного порядка в действиях по надзору за соблюдением физическими и юридическими лицами мер по предупреждению и контролю распространения инфекции COVID-19. Во-первых, согласно Кодексу о правонарушениях, представители армии не имеют статуса констатирующих агентов. В борьбе с COVID-19 этот статус имеет полиция и Национальное агентство общественного здоровья. Во-вторых, в период чрезвычайного положения Министерство внутренних дел задействовало около 9 000 полицейских для наблюдения за соблюдением мер защиты от распространения COVID-19, и не было никаких жалоб от МВД на нехватку сил для решения проблем.
Аналитическая нота была подготовлена при поддержке Департамента передового управления Фонда Сороса в Молдове.