logo

Юрие Лянкэ: Для искоренения коррупции необходимо внешнее давление


https://www.ipn.md/ru/yurie-lyanke-dlya-iskoreneniya-korruptsii-neobkhodimo-vneshnee-davlenie-7965_1018920.html

Бывший премьер-министр Юрие Лянкэ утверждает, что для реформирования судебной системы и искоренения в Молдове коррупции необходимо внешнее давление. Это заявление было сделано в ходе передачи „Interpol” на телеканале TV 7, передаёт IPN.

По словам Лянкэ, перемены невозможны в отсутствие давления со стороны европейских партнёров. „Нам не нужно стыдиться того, что мы не способны реформировать себя сами. И в других странах, включая Румынию, высокопоставленные чиновники были осуждены за коррупцию только благодаря внешнему давлению. Недостаточно поменять людей в руководстве, нужно менять всю систему, но без давления извне это невозможно. Думаю, что при помощи европейской интеграции нам удастся это осуществить”, считает бывший глава кабинета министров.

Наиболее коррумпированной Юрие Лянкэ считает судебную систему. „Я знаю о существовании в сфере юстиции ячейки, группы неприкосновенных судей и прокуроров, которых нельзя уволить, нельзя привлечь к ответственности, которые пользуются политической протекцией и исполняют приказы политиков. Известно, что неудобных людей могут шантажировать уголовными делами. Хотя и не в открытую, мне тоже угрожали таким делом, обещая повесить на меня хищения из Banca de Economii, которые начались 7 лет назад”, добавил бывший премьер.

Лянкэ также сделал ряд откровенных заявлений о периоде своего пребывания на посту премьера. „ В правительстве были два центра власти, в которых принимались решения. Одни министры обсуждали вопросы со мной, другие уклонялись от дискуссии, но общались с кем-то ещё. Я очень хотел, чтобы после выборов что-то изменилось. Если бы я остался премьер-министром, в течение нескольких лет эта ситуация поменялась бы”, заверил Лянкэ.

Юрие Лянкэ раскрыл и некоторые детали относительно сдачи аэропорта в концессию и событий в Banca de Economii. „Аэропорт был не продан, а сдан в концессию. Мне привели тогда аргументы в пользу проведения закрытого конкурса по передаче аэропорта в концессию. Была создана комиссия в составе заместителей министров, которые и выбрали инвестора. Это не было моим личным решением. Но надо было что-то делать, тем более что взлётно-посадочные полосы пришли в негодность”, пояснил бывший премьер.

Комментируя положение в Banca de Economii, Лянкэ пообещал проявить настойчивость с целью того, чтобы отчёты парламентской комиссии, уполномоченной пролить свет на данное дело, и международной аудиторской компании Kroll были доведены до логического конца. При этом бывший глава кабмина отрицает свою причастность к краже из BEM. „Некоторые решения были приняты в тайне, но такова было конъюнктура. Решение по кредиту из Нацбанка я не принимал единолично – оно было коллективным и преследовало цель защитить вклады сотен ни в чём не повинных граждан. Но этот процесс не был доведён до конца. Не понимаю, почему новое правительство не предприняло дальнейшие шаги. Некоторые государственные институты в данном случае не выполнили свой долг”, считает Лянкэ.