„Государство Республика Молдова должно помогать всем экономическим агентам продавать свои яблоки и другие товары по всему миру, в том числе и в Российской Федерации, но государственные учреждения и высшее руководство Республики Молдова обязаны полностью обезопасить нас от таких рисков и угроз, и здесь нет места исключениям. Как никогда прежде мы должны удостовериться в том, что нам известно, где заканчивается нейтралитет и где начинается соучастие.…”
---
5 марта, на 10-й день российско-украинской войны, Федеральная служба ветеринарного и фитосанитарного надзора Российской Федерации объявила о том, что она разрешает поставки фруктов со всей Республики Молдова, наряду с аналогичной продукцией из других пяти государств. Двумя днями ранее тот же Россельхознадзор заявил, что „ввоз молдавской растительной продукции на территорию России может осуществляться через пункты пропуска, расположенные на внешней границе Белоруссии”.
В условиях всевозможных кризисов, которые сегодня накладываются друг на друга, это хорошие новости для большого числа молдавских производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. В то же время эти новости вызывают большую озабоченность как у соответствующих экономических агентов, так и у Республики Молдова как государства.
Выгоды для экономических агентов и государства
Выгоды для экономических агентов заключаются в самой возможности возобновить экспорт фруктов в целом и яблок в частности. По данным специализированных источников, в настоящее время в Молдове имеются запасы яблок в размере от 100 до 120 тысяч тонн, которые невозможно ни потребить в полном объеме внутри страны, ни оперативно перенаправить на другие рынки, поскольку российский рынок является традиционным для молдавских яблок. Новость от 5 марта хороша для всех производителей и экспортеров, так как после эмбарго 2014 года экспорт яблок был ненадежным и во многом зависел от субъективных факторов экономико-санитарного, медицинского и политического порядка. В последующие годы, после 2014 года, возможность экспортировать продукцию в Российскую Федерацию была не у всех экономических агентов, которые были в ней заинтересованы и доказали свою дееспособность, а лишь у некоторых компаний, списки которых периодически составляли не всегда прозрачные структуры, на основе не всегда четких критериев.
Прямые выгоды для экономических агентов заключаются в возможности продать уже выращенную продукцию, покрыть свои затраты и реинвестировать в следующий сельскохозяйственный цикл.
Выгоды для государства также очевидны: налоги и пошлины на экономическую деятельность компаний, в том числе на внешнюю торговлю, пополняют национальный публичный бюджет, сохраняют рабочие места и способность государства выплачивать зарплаты, пенсии и пособия, повысить которые сегодня нужно как никогда.
Риски для экономических агентов
Этот материал я начал с упоминания о том, что разрешение Россельхознадзора было озвучено „ на 10-й день российско-украинской войны”, а это означает, что транспортировка молдавских товаров через Украину „по прямой” уже невозможна. Чтобы молдавские яблоки достигли „пунктов пропуска, расположенных на внешней границе Белоруссии”, транспорту предстоит пройти гораздо более длинный путь, что может значительно увеличить себестоимость товара. Согласно пресс-релизу Молдавско-российского делового союза, который „предложил помощь молдавским и российским экономическим агентам в организации новых маршрутов для продолжения сотрудничества”, этот маршрут может выглядеть следующим образом: Республика Молдова – Румыния – Венгрия – Словакия – Польша – Беларусь – Российская Федерация. В этих условиях молдавским экспортерам придется либо продавать яблоки в России по более низким ценам, чем их собственные затраты, либо получать доходы, которые не стоят таких усилий, либо назначить при продаже более высокую цену, чем у других производителей, работающих на российском рынке. В результате „золотые яблочки” из Молдовы могут оказаться неконкурентоспособными по сравнению с продукцией других стран, в том числе включенных в тот же список от 5 марта, как и с яблоками из российского Краснодара, а молдавским экспортерам придется везти товар обратно, по тому же длинному маршруту, с повторными затратами, либо уже оставить их гнить в России. Такова весьма реальная перспектива, которую уже прогнозируют профильные эксперты: „Сейчас, учитывая санкции против России за вторжение в Украину, ожидается, что покупательная способность России резко упадет. Ситуация может быть похожа на эмбарго 2014 года или даже хуже. Это повлияет на молдавский экспорт овощей, фруктов и орехов. Больше всего пострадают яблоки, так как они составляют самую большую экспортную позицию, и почти все они продаются в Россию”.
Правда, в том же прессе-релизе Молдавско-российского делового союза упоминался и альтернативный маршрут: через порт Джурджулешть (Молдова) – в Новороссийский морской торговый порт, расположенный в том же Краснодарском крае Российской Федерации. Но, с одной стороны, и в этом случае необходимо просчитать затраты и риски, а с другой стороны, этот маршрут не соответствует рекомендации или указанию Россельхознадзора от 3 марта, которое не могло быть случайным.
Другой риск, более „теоретический”, но заслуживающий внимания, может заключаться в том, что во время войны никто не гарантирует сохранность товаров. Правда, на территории Беларуси не проводятся военные операции, но сегодняшняя ситуация, в том числе статус Беларуси в контексте российско-украинской войны, настолько непредсказуема… надеюсь, нет необходимости особо развивать эту тему. Кстати, думаю, что намного сложнее будет и найти страховые компании, которые, в прямом смысле слова, рискнут вложить средства в гарантии перевозки такого рода грузов в таких условиях.
Еще один риск для экспортеров, также „теоретический”, связан с возможным не самым дружелюбным отношением со стороны различных участников цепочки тех стран, через которые будут везти молдавские яблоки, что может затруднить или даже сильно задержать доставку товара в Российскую Федерацию. Но об этом ниже:
Риски для Республики Молдова как государства и для ее граждан
Разрешение, или, возможно, приглашение поставлять яблоки поступило странам из списка, в который входят еще пять государств. Это Босния и Герцеговина, Китай, Бангладеш, Сербия и Азербайджан. Как это естественно для России, такое одолжение она сделала странам, не присоединившимся к санкциям, введенным против нее западными государствами и США. Напомним, что Республика Молдова не поддержала санкции с учетом статуса постоянного нейтралитета, который обязывает ее одинаково относиться ко всем воюющим сторонам любого вооруженного конфликта. Это ее право, но и государства, через которые будут следовать молдавские яблоки на пути в Беларусь и Российскую Федерацию, также вправе отнестись сдержанно, если не враждебно, к этой „привилегии” для Молдовы и молдавских граждан. О риске, который может подстерегать экспортеров, мы говорили выше. Но еще большие риски могут нависнуть над молдавским государством. Все страны, через которые будут осуществляться перевозки, ввели санкции в отношении России и Беларуси, со значительными потерями для их собственных экономик, либо присоединились к санкциям, введенным коллективным Западом. Часть из них имеет в виду Россельхознадзор, заявляя, что „ввоз продукции может осуществляться через пункты пропуска, расположенные на внешней границе Белоруссии”, но не называя их. Почему эти страны должны способствовать косвенному нарушению Республикой Молдова санкционного режима? Кстати, не исключено, что и Россия направила эти приглашения именно с целью создать впечатление, что западные санкции малоэффективны. Какой может быть реакция этих стран в отношении Республики Молдова, как и Европейского Союза в целом, в состав которого все они входят? Существует ли риск недружественного отношения к Молдове и в более широком смысле?
Далее следует еще более „теоретический” риск, но мы должны „дуть и на воду” после того, как столько раз обожглись на разного рода схемах, разрушительных для Республики Молдова и ее репутации. Примером риска в этом плане может быть потенциальное повторение (возможно, в иной форме) „русской прачечной”, когда при пособничестве государственных учреждений Республики Молдова из России были незаконно выведены миллиарды и миллиарды долларов. Мы вправе задаться вопросом: не могут ли скрываться за нерентабельным, неконкурентоспособным и рискованным экспортом иные интересы, негласные и, опять же, разрушительные для Республики Молдова и ее граждан? Например, может ли такого рода экспорт использоваться для разрушения санкционного режима, направленного против России? И еще раз подуем на воду: возможно ли, что в одном или нескольких вагонах или фурах с яблоками будет спрятан, условно говоря, коробок или по одному коробку спичек – с чипами, поставки которых с Запада в Россию запрещены? Иначе к чему эта противоестественная торговля? Кстати, торговый оборот является двунаправленным. Теоретически с его помощью можно было бы и неофициально вывозить из России то, что запрещено к вывозу. Возможно, стоит снова упомянуть термин „русская прачечная”?
Напомним, что в 2014 году Российская Федерация ввела полное эмбарго на экспорт молдавских яблок, и не только яблок, аргументировав этот шаг тем, что речь может идти о завуалированном реэкспорте сельхозпродукции с Запада. Если такую возможность можно было допустить тогда, то почему ее нельзя допустить или запланировать сейчас?
Достаточно было бы одного такого случая, ставшего достоянием гласности, чтобы весь западный мир отвернулся от Молдовы. И тогда – „прощай, широкая поддержка и помощь в условиях многочисленных кризисов и бедности!; прощай, европейская интеграция!; прощай, свободное передвижение по миру для молдавских граждан!”. И „добро пожаловать в Русский мир, Молдова”. Следуя этой логике, такой случай мог бы быть организован специально. И когда задумаешься, что на поверхности останутся одни лишь банальные молдавские яблоки...
Подводя итог…
Подводя итог, отметим, что государство Республика Молдова должно помогать всем экономическим агентам продавать свои яблоки и другие товары по всему миру, в том числе и в Российской Федерации, но государственные учреждения и высшее руководство Республики Молдова обязаны полностью обезопасить нас от таких рисков и угроз, и здесь нет места исключениям. Как никогда прежде мы должны удостовериться в том, что нам известно, где заканчивается нейтралитет и где начинается соучастие…