logo

Вячеслав Негруца: Приватизации Air Moldova может быть элементом процесса легализации банковского мошенничества через амнистию капитала


https://www.ipn.md/ru/vyacheslav-negrutsa-privatizatsii-air-moldova-mozhet-byt-elementom-protsessa-leg-7978_1044490.html

Приватизация государственной компании Air Moldova является одним из элементов процесса легализации финансовых средств, похищенных из банковской системы через амнистию капитала. Такое мнение высказал эксперт Transparency International Вячеслав Негруцa. Он ссылается на то, что закон об амнистии капитала был принят поспешно, в течение двух дней, 26 июля текущего года, а вечером того же дня Правительство Республики Молдова объявило о приватизации ряда государственных компаний, в том числе Air Moldova, передает IPN.

Эксперт предполагает, что значительная часть денег, извлеченных ранее из государственной компании, что привело к ее искусственной несостоятельности, „используются для таких махинаций”. „Приватизация Air Moldova - это элемент процесса легализации беззакония, о которой я говорил, через эту амнистию капиталов. Мы видим ситуацию как экономические эксперты. Это видят и эксперты из-за рубежа. Власти сделали все возможное, чтобы процесс принятия закона был максимально непрозрачным, а процесс приватизации генерировал множество вопросов о том, почему и как была приватизирована Air Moldova”, - отметил Вячеслав Негруцa.

Эксперт не исключает, что румынская компания Blue Air, участвующая в процессе приватизации Air Moldova, используется только как прикрытие, получая определенную комиссию за эту ситуацию, и которая впоследствии может быть отозвана по модели концессии Кишиневского международного аэропорта. По его словам, фирма, которая купила Air Moldova, была основана 23 августа, а плата в 50 млн. леев за компанию, а также погашение ее долгов, касаются двух граждан Республики Молдова, которые владеют контрольным пакетом в фирме. „Если мы посмотрим очень внимательно, что получило государство от такой приватизации, то увидим, что эти 50 млн. леев могут быть равны стоимости крыла одного самолета из всего флота Air Moldova”, - заявил эксперт. По его мнению, долги авиакомпании были завышены группой интересов, которые представлены в рамках этой фирмы. „Я не исключаю, что речь идет о двух карманах, но эти два кармана принадлежат к одной паре брюк”, - отметил Вячеслав Негруцa.

Председатель „Expert Forum” из Румынии Сорин Ионицэ утверждает, что компания Blue Air это „Low cost”, которая имеет очень малую прибыль, имеет задолженности румынским аэропортам и задается вопросу, откуда возьмет деньги для покупки Air Moldova? „Кажется, они не приходят с деньгами, с деньгами приходят молдавские партнеры, они идут туда с именем, но не имеют контроль, потому что румынская фирма владеет только 49%. (...) Кто они, молдавские партнеры, которые будут решать, потому что имеют 51%? Это очень подозрительная сделка”, - сказал Сорин Ионицэ. По его мнению, объявление о приватизации Air Moldova было скрытным, чтобы его не видели серьезные компании со всего мира, которые могли бы участвовать в приватизации.

Бывший государственный секретарь Министерства транспорта Олег Тофилат считает, что приватизация Air Moldova должна была осуществляться на основе специального проекта, утвержденного постановлением правительства. „По моему мнению, это злоупотребления со стороны Агентства публичной собственности и, по крайней мере, халатность со стороны правительства, которое не остановило приватизацию. Второй момент, почему авиакомпания Air Moldova была дана стартапу с уставным капиталом в 25 тыс. евро и какие гарантии получило АПС, будет ли новый владелец в состоянии покрыть долги компании Air Moldova?”, - задался вопросу Олег Тофилат.

Агентство публичной собственности объявило недавно, что в результате конкурса по приватизации молдавской авиакомпании „Air Moldova”, победителем стала компания Civil Aviation Group, которая управляет румынской авиакомпанией Blu Air. Агентство публичной собственности отмечает, что стоимость сделки составляет 1,2 млрд. леев. По данным АПС, новый владелец переведет в государственный бюджет 50 млн. леев, а остальная сумма представляет собой задолженность бывшей государственной компании.