Война на Днестре началась с провокации, вспоминают ветераны, спустя 16 лет после начала конфликта
https://www.ipn.md/ru/voyna-na-dnestre-nachalas-s-provokatsii-vspominayut-veterany-spustya-16-7965_968688.html
Война на Днестре началась с провокации, а истинной целью конфликта был грабеж, вспоминают ветераны Войны за независимость и целостность Республики Молдова спустя 16 лет после начала войны.
Эта война неслучайно была развязана в Молдове, сказал бригадный генерал запаса Антон Гэмурар, во время войны командовавший бригадой специального назначения „Fulger”. Язык, история и политика были лишь предлогами для развязывания вооруженного конфликта на Днестре. Истинной целью был захват имущества, находившегося на этой территории в момент распада советской империи, так как Молдова была одной из самых процветающих республик. „В течение четырех лет житель Молдовы мог не работать и пользоваться всеми благами. Когда мы вернулись с войны - не осталось ничего ”, отметил генерал. По его мнению, сегодняшним политикам стыдно об этом говорить, поскольку многие из них участвовали в исчезновения этого имущества.
Бригадный генерал во всех деталях вспоминает эти трагические дни. Он рассказал, что в конце февраля 1992 года направляемые Москвой секретные службы Тирасполя организовали провокацию – уничтожили начальника милиции Дубэсарь, затем накалили страсти, обвинив молдован в убийстве майора. В ночь на 1 марта был атакован Комиссариат полиции Дубэсарь, последний форпост законной власти на левом берегу Днестра. Полиция не открыла огонь, чтобы избежать жертв. Один из казаков был убит своими. 27 молдавских полицейских были доставлены в Тирасполь, где их избивали и всячески унижали. На них надевали бронежилеты и стреляли в упор, чтобы проверить проходят или нет пули, рассказал генерал.
Именно тогда, 1 марта в Кочиерь люди взяли в руки оружие, простые люди, не полицейские, не армия, которой тогда еще не было, вспоминает Антон Гэмурар. Люди шли из Коржова, Кочиерь, Лунга, Маловата, чтобы защитить полицию (парадокс, гражданское население защищало полицию!). Люди поднялись на борьбу, потому что видели все эти издевательства, и потому, что в их селах с патриотами, пришедшими на помощь полиции, обращались с такой же жестокостью. Две учительницы были убиты наемниками и сброшены в колодец. Так началась война.
Бывший комбатант вспоминает, что во время войны приднестровцы со слезами на глазах просили их не уходить и защитить от наемников-бандитов. „Мы были полицейскими, служителями закона и не могли совершать преступлений, так как знали, что должны отвечать за содеянное, а наемники, которые воевали во многих горячих точках на территории СССР, грабили, убивали и делали все, что хотели. Часть из них, те, кто не вернулся домой, так и остались на берегах Днестра. Наемники и со своими были столь же жестоки – грузили трупы в машины, а потом сбрасывали в Днестр, даже не хоронили. Как собак”, сказал Антон Гэмурар, очевидец тех событий.
Ветеран уверен, что сегодня комбатанты ни с правого, ни с левого берегов Днестра не поднялись бы на борьбу в случае конфликта. Потому что им нечего защищать. Потому, что те, кто разбогател, не поймут их. „Они говорят нам только одно: кто вас посылал? О патриотизме и речи нет, лишь деньги, заработанные кровью”, сказал Антон Гэмурар.
Сегодня очень много говорится о патриотизме. Но патриотизм, это не только слова, а действия, подчеркивает генерал Гэмурар. Патриотизм в том, когда ты оставляешь семью, детей и идешь на поле боя. Идти на войну осознанно, зная, что может случиться, что никогда не увидишь своих детей. Так как случилось с Валентином Слобозенко и Геннадием Яблочкиным, дети которых родились после их смерти. 16 лет назад. Как могут объяснить себе эти дети произошедшие тогда события, и почему страна не чтит героев, задается вопросом бывший комбатант. Ветераны, награжденные орденом Штефан чел Маре, получают ежемесячное пособие в размере 500 леев, но не семьи павших, хотя Национальный союз ветеранов войны за независимость не раз просил руководство страны об этом. И ветераны войны, действующие сегодня в силовых структурах, такого пособия не получают, по причине того, что не являются пенсионерами.
Ветераны неоднократно обращались к руководству страны с просьбой официально объявить 2 марта Днем памяти, согласно международным нормам и традициям цивилизованных стран. Власти пока молчат.