«Воля народа осуществилась - Республика Молдова стала независимой» - Теодор Магдер, cоветник Ассоциации еврейских организаций и общин и Еврейского Конгресса Республики Молдова
https://www.ipn.md/ru/volya-naroda-osushchestvilas-respublika-moldova-stala-nezavisimoy-teodor-magder--7965_971244.html
[ - По Вашему мнению, насколько независима республика Молдова на данное время и как развивалась ее Независимость в течение лет? Вы жили в других государствах, можно ли сделать какие-либо сравнения?
- Думаю, что нет никакого сомнения в том, что Республика Молдова сегодня независимое государство, признанное международными организациями, член Совета Европы и других международных структур. У Республики Молдова демократическая система избрания руководящих органов страны, Парламент, который тоже проходит фильтр выборов. И с этой точки зрения Республика Молдова независимое государство. Оно стало независимым в результате общего желания подавляющего большинства этого народа, и воля народа осуществилась. Поэтому, считаем, что день, когда была провозглашена Независимость - это национальный праздник.
Когда мы говорим о независимости Молдовы, то должны думать о том, как каждый гражданин одной страны воспринимает то, что он живет в независимом государстве. Некоторые отвечают на этот вопрос без колебаний. Другие считают, что хотя формально и независима, все же есть некоторые моменты, ограничивающие эту независимость. Веками, своим географическим положением Республика Молдова находилась на перекрестии трех цивилизаций: на восточной границе – римской цивилизации, на западной границе – Славянской империи и на северной границе - бывшей Оттоманской империи, от которого зависела как страна-вассал. Это, несомненно, оставило свой след, ощущающийся и сегодня. Не говоря уж о том, что за это время произошло много разных событий. Наша история делится на эпоху, когда существовали отдельные, самостоятельные воеводства, но с определенными генетическими связями, и отрицать их нельзя. Позднее, в результате выигранной войны, было создано государство, называемое некоторыми реально, а некоторыми чуть иронично – Великая Румыния. Затем последовал советский ультиматум, в результате которого территории между Днестром и Прутом были присоединены к Советскому Союзу. Тогда бывший Совет Короны принял этот ультиматум. И хотим мы этого, или нет, он стал юридическим актом.
В составе Великой Румынии Молдова была страной с определенной молдавской спецификой, в то числе, что касается наречия и обычаев. Это была провинция. В состав СССР вошла лишь часть Молдовы, до Прута, которая присоединилась к остальным союзным республикам, составлявшим Советский Союз. В этих условиях, у Республики Молдова был статус подчиненной диктаторскому режиму. С точки зрения развития, политика в СССР была направлена на стирание границы, отличающей одну республику от другой. Конечная цель заключалась в создании нового государства, новой нации на всей его территории.
Но история распорядилась по иному...
В прошлом веке, когда была провозглашена независимость, Республика Молдова частично вернулась к известной ситуации. Этот праздник, с моей точки зрения, нужно беречь, именно как процесс получения прав, которых не было в СССР. Это был первый шаг к европеизации.
[ - В период независимости Республики Молдова, как Вы оценивает межэтнические отношения в целом и положение, представляемого Вами этнического меньшинства, в частности?]
- Здесь межэтнические отношения регулируются концепцией, принятой Парламентом, которой декларируется равенство прав и соответственно, обязанностей каждого этноса. С точки зрения реальной ситуации, конечно, этот процесс не может проходить идеально только лишь на основе принятой концепции. Необходимо воспитание целых поколений, особенно молодых. С этой точки зрения есть бюро межэтнических отношений, которое работает в этом направлении, - воспитания этого духа равенства между проживающими вместе нациями. Есть и законодательство, которое запрещает действия по чернению той или иной нации. С точки зрения евреев, можем сказать, и уверены, что в государстве нет антисемитизма. Нет ни одной политической партии или общественной организации, в арсенале публичной деятельности которых были бы антисемитские положения. У нас не было и террористических актов, хотя терроризм и стал проблемой, которая не относится к той или иной стране, а целый ряд стран охвачен этим пороком нашей эпохи. В Республике Молдова, Слава Богу, и таких случаев не было.
Но говорить о том, что у нас нет антисемитизма, мы не можем, поскольку существует влияние извне. Это техническая система Интернета, откуда проникают неестественные и не нормальные идеи по чернению того или иного этноса: евреев, цыган, мусульман и т.д. Мы должны осознавать это влияние, особенно потому, что евреи из этого региона очень много страдали в результате зверских и бесчеловечных идей. Были целые периоды, известные сейчас как Холокост, когда было достаточно быть евреем, неважно, новорожденным, немощным стариком, учителем с заслугами перед страной, этого было достаточно, чтобы было принято решение, что ты не имеешь права на жизнь.
[ - Как Вы считаете, в какой мере, представители еврейской национальности были вовлечены в процессы, которые завершились провозглашением Независимости?]
- Я не занимался статистикой, но очень хорошо помню атмосферу, в которой была провозглашена Независимость Республики Молдова. Тогда не было оппозиции. Я не знаю человека, который сказал бы в то время, что против независимости. У евреев нет никаких заслуг, но нет и никакой вины. Мы не были против. В Кишинэу приехали десятки тысяч людей. Я был на Площади Великого Национального Собрания, когда тысячами люди приезжали из сел, городов, - на телегах, шли пешком…В стране были сотни тысяч людей, которые требовали одного – Независимости. Это было общее требование и один из редких периодов, когда не было противоречий между молдованами и русскими или между молдованами. Нет. Все были за независимость. Мне запомнилось это событие. К сожалению, такого духа такой атмосферы больше нет. Не только нет, но мы оказались разделенными из-за незначительных вопросов на основе неоправданных интересов.