logo

Военная реформа зависит от выделенных финансовых ресурсов и утвержденных документов


https://www.ipn.md/ru/voennaya-reforma-zavisit-ot-vydelennykh-finansovykh-resursov-i-utverzhdennykh-do-7978_1046219.html

Информационное агентство IPN представляет картину года в разных областях с точки зрения органов власти и независимых экспертов. „2018-й: что случилось и что не сложилось!” № 2: Оборона

Программа „Профессиональная армия 2018-2021 годов” – новшество

Генеральный секретарь Министерства обороны Раду Бурдужа отмечает, что ведомство наметило в 2018 году продвижение и внедрение политики безопасности и обороны, и считает, что эта цель была достигнута в полной мере. Основные усилия в текущем году были направлены на совершенствование законодательной базы и корректировку программных документов в области обороны, а так же на создание комплексного механизма планирования национальной обороны. Кроме того, речь идет о постепенной профессионализации Национальной армии и обеспечение необходимого уровня подготовки для выполнения установленных задач; развитие сотрудничества с Европейским союзом и дальнейшее сотрудничество с НАТО; повышение участия Республики Молдова в обеспечении мира и международной безопасности.

В 2018 году продолжился процесс реформирования, поддержания и развития военного потенциала Национальной армии, этот процесс обеспечивается, в том числе путем принятия важнейших стратегических документов: Национальная стратегия обороны, Военная стратегия, а также Программа „Профессиональная армия 2018-2021 годов”. Последний документ, который впервые принимается в Республике Молдова, означает отказ от обязательной военной службы в пользу профессиональных военных, число которых увеличилось в этом году до 300, отметил госсекретарь. Данная программа опирается, в частности, на значение и роль военнослужащего в национальной системе обороны и на структурную реформу Национальной армии.

В плане достижений этого года, Раду Бурдужа отметил первую покупку вооружения и боеприпасов, восстановление некоторых единиц военной техники, проведение строительных работ и ремонт военной социальной инфраструктуры в воинских частях. Таким образом, был отремонтирован пищеблок и спортивный комплекс в Воинской части №.142 и были проведены работы по строительству пристройки к казарме воинской части в городе Кахул.

В текущем году значительно выросла социальная защита военнослужащих по контракту. На основании Закона №. 148/2017 были запущены проекты государственно-частного партнерства, с помощью которого 335 семей военнослужащих будут обеспечены жильем до конца 2018 года. В то же время, четыре семьи военнослужащих приняли в этом году участие в проекте „Первый дом”, а почти сто военнослужащих уже пользуются ежемесячными пособиями на аренду жилья. Другим большим достижением в этом году является первое назначение военного атташе Республики Молдова в США, который будет отвечать за обеспечение эффективного сотрудничества между оборонными структурами двух стран и определит новые возможности развития и совершенствования партнерства между Национальной армии Республики Молдова и Вооруженными силам США.

В соответствии с обязательствами, принятыми на основании рамочного Соглашения, заключенного между Республикой Молдова и Европейским союзом об участии Республики Молдова в операциях ЕС по урегулированию кризисов, Министерство обороны направило, начиная с 8 октября 2018 года, двоих военнослужащих Национальной армии в рамках миссии ЕС в Мали.

Бюджет на оборону – недостаточный

Раду Бурдужа заявил, что Министерство обороны предприняло все меры для выполнения установленных задач. Тем не менее, проведение военной реформы во многом зависит от выделенных финансовых ресурсов и утверждения концептуальных документов по реализации всего процесса планирования обороны.

„Я бы хотел подчеркнуть, что в контексте профессионализации Национальной армии, предстоит много работать в плане изменения подхода и решения проблем в армии. Армия, основанная исключительно на профессиональных военных, предполагает и изменение менталитета лидеров и командиров. Об этом неоднократно отмечали и партнеры по развитию, которые имеют больше опыта в этой области. А мы работаем постоянно, и я уверен, что по мере замены военнослужащих срочной службы на военнослужащих по контракту, мы сможем изменить как образ мышления военнослужащих, так и отношение общества к военной службе”,- отметил госсекретарь.

Кроме того, из-за запоздалого утверждения стратегических документов, лежащих в основе процесса реформы сектора обороны, была отложена процедура разработки долгосрочного Плана развития обороноспособности, который будет завершен только в конце 2019 года.

Инициативы, проекты и программы, конечной целью которых являются ощутимые результаты, призванные укреплять и развивать возможности обороны должны продолжиться. Таким образом, на следующий период, цели и задачи оборонной политики Министерства обороны будут направлены на увеличение числа военных специалистов примерно до тысячи человек. Также, речь идет и о создании государственно-частных партнерств для освоения земельных участков в городах Бэлць и Кишинев, через которые будет полностью решена проблема обеспечения военнослужащих жильем. Среди целей числятся продолжение приобретения военного оборудования и модернизации инфраструктуры; доработка долгосрочного Плана развития обороноспособности, а так же развитие Центра реагирования на кибер-инциденты (MAFCERT) и др.

Не утверждена Стратегия национальной безопасности

Эксперт ИРСИ „Viitorul” Росиан Василой утверждает, что общее впечатление, которое оставляет 2018 год в области обороны, не настраивает на оптимизм. Положительным фактором, естественно, является принятие документов, определяющих политику в этой области, а именно Национальная стратегия обороны, План действий по внедрению Национальной стратегии обороны на 2018-2022 годы, Военная стратегия и План действий. Несмотря на затягивание, они в конце концов были утверждены. Но по-прежнему не утверждена Стратегия национальной безопасности, документ, который должен быть принят после трагических событий в Украине в 2014 году. Проект этого документа, чрезвычайно важного для Республики Молдова, был разработан группой экспертов из национальных институтов, при поддержке организаций гражданского общества и внешних партнеров еще в период 2015-2016 годов. Он был скорректирован в соответствии с существующей стратегией, но не смог стать жизнеспособным документом.

Эксперт заявил, что в июне 2017 года президент Игорь Додон отозвал стратегический документ, написав в социальных сетях, что он „больше не соответствует существенным изменениям, которые произошли на национальном, региональном и международном уровне”. В том же сообщении Игорь Додон написал, что требует разработки новой стратегии, которая „соответствовала бы национальным интересам, нейтралитету, укреплению государственности и модернизации страны”, ссылаясь на то, что инициирование процесса разработки стратегии национальной безопасности является прерогативой только президента страны. Игор Додон издал указ о создании новой Комиссии по разработке Стратегии национальной безопасности Республики Молдова, которая должна была до конца 2018 года представить этот документ на утверждение. „Что происходит с этим документом и деятельностью этой комиссии никто не знает. Одно ясно, несмотря на значительные изменения в вопросе безопасности на региональном и национальном уровнях, мы живем с утвержденной еще в 2011 году Стратегией национальной безопасности”, - отметил эксперт.

У нас столько безопасности, сколько вкладываем в нее

В то же время эксперт отмечает, что фактор финансирования сектора безопасности и обороны играет первостепенную роль. В настоящее время сектор обороны недостаточно финансирован - до 0,4% от ВВП, что ниже среднеевропейского уровня для этого сектора (1,4 % ВВП). „Для сравнения, за тот же период сепаратистский режим утвердил „государственный бюджет”, в котором для „обороны” предусмотрено 1,4% от „ВВП” сепаратистского региона, то есть поднимается до среднеевропейского уровня для этого сектора”.

Другое можно сказать о финансировании отрасли внутренних дел Республики Молдова. „По данным нашего анализа, парламент принял поправки бюджета на 2018 год для Министерства внутренних дел до 250 млн. леев, что поднимает финансирование области общественного порядка до огромной цифры в 5,9 млрд. леев. Чтобы сравнить эти цифры в определенной динамике, можно констатировать, что с 2009 года и до 2014 года расходы бюджета на сферу общественного порядка возросли в общей сложности на 43% – с 1,5 млрд. леев в 2009 году до 2,17 млрд. в 2014 году, что примерно на 120 млн. больше в год. В то же время парламент увеличил расходы госбюджета на поддержание общественного порядка в 2,4 раза – с 2,17 млрд. леев в 2014 году до 5,25 млрд. леев в 2018 году, что на 3,077 млрд. леев больше, или в 6,4 раза больше, чем в предыдущий период. Один чиновник, не буду произносить его имя, сказал: „У нас столько безопасности, сколько вкладываем в нее””, - уточнил эксперт.

По его словам, представленные выше цифры говорят об определенной „безопасности”, чтобы власти могли защищаться от своих граждан, вместо того, чтобы реально вкладывать средства в безопасность и оборону на концептуальном уровне, для реализации приоритетных направлений. „И эти бюджетные данные показывает, что фактически в нашей стране строится полицейское государство, против своих граждан. В результате, мы можем говорить, что Национальная оборона, это „золушка” Республики Молдова, и это при том, что риски безопасности являются очень большими”, - заявил эксперт.

Пересмотр будущей концепции обороны

В качестве прогресса, Росиан Василой отметил, что Республика Молдова перешла на второй этап реализации пакета помощи Defence Capacity Building Initiative – DCBI и развитие обороноспособности Республики Молдова, среди которых утверждение стратегических документов, упомянутых выше — Национальная стратегия обороны и Военная стратегия. По его мнению, конечно, невозможно упускать из виду те мероприятия, которых провело Министерство обороны в области военной подготовки – участие в военных учениях в Молдове и за ее пределами. „В этом направлении мы сильно продвинулись, но надо продолжить эти мероприятия. Это позволит развивать навыки, необходимые для профессиональных военных. Однако здесь есть проблема, которую необходимо подчеркнуть. И именно роль политических элит, потому что от них зависит, насколько будет финансироваться сектор обороны. Дело в том, что политическим элитам в Молдове на протяжении практически 28 лет независимости не хватало четкого видения того, как развивать Национальную армию и оборонный сектор в целом. Несмотря на заявления и документы, утвержденных в течение всех этих лет, ситуация не изменилась так, как хотелось бы мне лично”, - заявил Росиан Василой.

По мнению эксперта, необходимо пересмотреть будущую концепцию сектора обороны, потому что мы по-прежнему живем со стереотипами о том, что Национальная армия несет ответственность за Национальную оборону. Это неправильно, и задача всех государственных учреждений, организаций гражданского общества и каждого гражданина изменить эту вредную парадигму. И естественно власть должна иметь право голоса в этом. „Я не уверен, что нынешняя власть способна это сделать, но одно ясно, что никто, кроме нас, тех, кто живет в Молдове, этого не сделает. Есть и препятствия в использовании в полной мере помощи, которую могут оказать внешние партнеры, в частности НАТО, но и другие надежные партнеры, такие как государства НАТО и страны-соседи – Украина и Румыния”, - сказал эксперт.

Елена Нистор, IPN

Другие материалы кампании „2018-й: что случилось и что не сложилось!?”:

Сельское хозяйство, региональное развитие и окружающая среда
Образование, культура и исследования
Правосудие
Приднестровское урегулирование
Экономика и инфраструктура
Здравоохранение, труд и социальная защита
Органы внутренних дел

Европейская интеграция
Финансы