logo

Внешняя политика определила в большой степени внутреннюю политику независимой Молдовы, аналитики


https://www.ipn.md/ru/vneshnyaya-politika-opredelila-v-bolshoy-stepeni-vnutrennyuyu-politiku-nezavisim-7978_1006981.html

Республика Молдова подошла к 22-му году своей независимости. Агентство IPN планирует отразить в нескольких широких материалах успехи и неудачи в развитии страны. Представители власти, эксперты, бывшие и действующие политики высказывают свои мнения по поводу тех шагов, которые предпринимала Молдова с 27 августа 1991 года и по сей день.

Материал nr.1 из цикла IPN „Молдова-22. Шаги вперед и шаги назад”, приуроченный ко Дню независимости

Политическое развитие Республики Молдова проходило по инерции. Период начала 90-х годов был временем романтики, политиками являлись больше деятели культуры, в то время, как, спустя 22 года, политика стала более прагматичной, основанной на экономических и групповых интересах. Это мнение разделяет ряд политических аналитиков, которых информационное агентство IPN попросило охарактеризовать политическую среду за 22 года  независимости Республики Молдова.

Политический обозреватель Игорь Боцан отметил, что в начале, когда Республика Молдова стала независимым государством, политическая среда развивалась по инерции, без какой-либо концепции, связанной с будущим страны. Политические силы планировали будущее Молдовы по-разному. Политические явления стали более последовательными после того, как идея интеграции в ЕС стала консолидирующей, то есть, начиная с 2002-2003 годов, когда на самом высшем уровне  было решено, что Молдова должна взять путь к европейской интеграции.

Влияние ЕС

В 2005 году Парламент единогласно принял декларацию, в котором провозгласил интеграцию в ЕС в качестве стратегической цели. Именно тогда появился План действий Республика Молдова – Европейский союз. Игорь Боцан считает, что весь политический путь Республики Молдова в настоящее время сформатирован ЕС для того, чтобы страна имела стабильных и процветающих соседей.

По словам Игоря Боцана, в Молдове были сильные политики, оказавшие большое влияние на политическую среду. Владимир Воронин, например, подписал первый президентский Указ о создании Национальной комиссии по вопросам европейской интеграции. Другим влиятельным политиком с точки зрения аналитика, является Влад Филат, который всего лишь за три года реализации своего политического проекта преобразовал его во влиятельную силу и оказал самое большое влияние на деятельность Альянса за Европейскую интеграцию.

Что касается дальнейшей эволюции  политической среды, Игорь Боцан считает, что самым важным теперь состоит в том, чтобы молдавские политики не совершали глупостей. „Путь Республики Молдова продиктован в определенной мере интересами великих держав. У ЕС и США существует большая заинтересованность в том, чтобы Украина приближалась к европейскому пространству. С другой стороны, существует заинтересованность России, чтобы Украина стала составной частью Евразийского союза. Молдове предрешено, наверное, последовать путь, по которому пойдет Украина, не по идеологическим соображениям, а в связи с тем, что решение приднестровского  вопроса зависит в большой степени не только от России, но и от Украины. Если она направится в сторону ЕС, то со временем найдутся решения и для конфликта, и для дальнейшей интеграции Молдовы в европейское пространство. Однако если Украина пойдет с Россией, тогда будущее Молдовы останется неопределенным”, сказал в заключение Игорь Боцан.

Переходные этапы

Политический обозреватель Виорел Чиботару отметил, что 22 года назад стало временем трансфера ментальности, люди привыкали, развивался процесс, полный мечтаний и ожиданий, это был период открытия окружающего мира, открытия истории, отказа от стереотипов, были также ошибки и недопонимания, это был периодом романтики. Сегодня народ стал прагматичнее, он ориентирован на другие ценности, он может найти другие возможности для достижения цели. „Сегодня политический класс нельзя воспринимать без правил взаимосвязи между экономикой и политикой”, констатировал аналитик.

По словам Виорела Чиботару, политический класс прошел несколько переходных этапов. Первый этап состоит в переходе от советского тоталитарного режима к авторитарному режиму, а данный период был между 1985 и 1992 годами, завершившийся Движением за национальное возрождение. „В этот период в рамках политического класса появились новые люди – писатели, журналисты, деятели культуры, пришли люди с других социальных ниш в сравнении с тем, как это было в СССР”, сказал аналитик. В 1994 году, принятием Конституции завершился этап образования государства Республика Молдова.  Виорел Чиботару сказал, что в 1998 году в Молдове был образован новый политический класс в составе консервативных сил, пожелавших сохранить устаревший менталитет в новой формуле.

В 2005 году Республика Молдова, проходя через различные волнения и неоднозначные процессы, пришла к поддержке идеи об европейской интеграции, было решено, что место страны является в ЕС, в новой системе ценностей. После 2005 года стало появляться новое поколение политиков, сформировавшихся в новых условиях, а не в советской системе, они получили образование за рубежом. Аналитик сказал, что новый политический класс пришел с новыми подходами и новыми возможностями и нечестно сравнивать их с теми, которые были в первые годы независимости. „Теперь существуют другие образцы поведения. Вполне понятно, что должна сделать Молдова для того, чтобы она достигла стандартов европейской страны. Данный период политической среды еще не завершен и, вероятнее всего, завершится лет через пять. 2020 год является такой точкой, когда на Молдову будут смотреть по-другому, будут реализованы и другие интеграционные процессы, страна станет бесповоротно европейским государством, еще не полноправным членом ЕС, но станет частью европейского пространства, на определенном расстоянии от других зон”, отметил аналитик.

Надежды и разочарования

Заместитель директора Института  юридических и политических исследований Академии наук Молдовы Виктор Жук отметил, что принятие Декларации о независимости стало окончанием Движения за национальное возрождение, ставшего романтическим символом того периода. Принятие Конституции сузило национальные идеалы, которые не были отражены в документе.

„Важным событием в политической области стал 2001 год, когда демократическим путем к власти пришла Партия коммунистов. Это произошло впервые, когда коммунистическая партия пришла к власти в постсоциалистическом государстве, а причиной стал провал начатых другими политическими  силами реформ. Парадоксально, но возврат коммунистов привел к продвижению страны на международной арене. Молдова предприняла попытку покинуть постсоветское пространство путем присоединения к различным проектам и договорам. В условиях коммунистического правления следует отметить Указ 2002 года о создании комиссии, которая должна была подготовить Молдову к европейской интеграции и это стало приоритетом для страны”, подчеркнул Виктор Жук.

2009 год является поворотным в политической истории, подчеркнул эксперт. События от 7 апреля показали, что демократические силы желают преобразований, в прошедших в июле выборах участвовало большое количество граждан, и не только проживающие в стране молдаване, а также проживающие за рубежом, а это означает, что в стране были созданы предпосылки для изменения окраски власти.  „В возникших впоследствии альянсах были заложены большие надежды, однако ожидания были слишком большими по сравнению с достижениями, именно в этом и состояло разочарование”, отметил эксперт.

Виктор Жук высказал мнение, что в Молдове не было хорошо подготовленной политической элиты. „В конце 80-х годов политическая элита была образована из деятелей культуры, у которых были демократические взгляды, но не было менеджерского опыта. К тому же в Молдове не было личности, которая взяла бы на себя ответственность реформ, как это произошло в других государствах. После демократической, но романтической элиты пришла неокоммунистическая элита, пришли старые кадры, которые вернулись в политику после десятилетнего перерыва. Демократическая элита 2009 года не изменила ничего в качестве политической среды, так как, то ли потому, что это были люди 80-х годов, как, например, Михай Гимпу, то ли потому, что это были люди, находившиеся у власти при всех режимах, как Серафим Урекяну, то ли представители деловой среды, как, например, Влад Филат”, подчеркнул эксперт.  
Политика в Молдове малоэффективна, малосодержательна, говорит Виктор Жук, а приходящие во власть люди думают только о том, как бы побольше использовать свои должности. У этой элиты нет четких взглядов для проведения радикальных реформ, это не та элита, которая бы не боялась проиграть следующие выборы. „Первоначальная и нынешняя политики очень похожи друг на друга. И теперь, и 22 года назад искали стратегические приоритеты страны. И тогда, и теперь говорится о хороших отношениях с Европой. Создается впечатление, что 2010, 2011 и 2012 годы повторяют время 1990, 1991, 1992 годов. За 20 лет ничего не изменилось”, отметил Виктор Жук.

Ожидания от 2013 года

Виктор Жук считает, что было бы ошибкой говорить о том, что были только неудачи. Были и успехи, конечно – стали более функциональными учреждения государственной власти, были децентрализованы средства массовой информации, появился плюрализм мнений, люди стали более свободными в своем мышлении. Виктор Жук подчеркнул, что за 22 года были и изменения, однако если сравнить Молдову с другими государствами, тогда надо сказать, что молдаване отстали.

Эксперт полагает, что именно внешняя политика определила в большой степени внутреннюю политику Молдовы. „Теперь создается впечатление, что реформы проводятся только потому, что в них нуждается ЕС. Однако не ЕС нуждается в Молдове, а наоборот. Надеемся, что предстоящие пять лет станут более активными в данном отношении, предпосылки появятся после подписания Договора об ассоциировании с ЕС”, сказал заместитель директора Института юридических и политических исследований Академии наук Молдовы.

Виктор Жук считает, что 2013 год станет кардинальным для молдавской политической среды, однако он будет переходящим, а в стране еще не существует настоящей демократии, люди не знают, что такое прямая демократия или демократия через участие, люди не чувствуют себя ответственными за управление делами и государственной властью.

Maрианна Галбен, IPN.