Исполнительный директор Международной ассоциации хранителей реки Eco-TIRAS Илья Тромбицкий утверждает, что гидроэнергетика остаётся важной составляющей энергосистем стран Восточного партнерства. Кроме как маневровые мощности необходимые для покрытия пиковых нагрузок, гидроэнергетика, в условиях роста возобновляемой энергетики, рассматривается в качестве балансирующих мощностей, потребность в которых резко возрастает. Доктор биологии добавил, что малые ГЭС рассматриваются в качестве решения вопроса электроснабжения удаленных горных регионов.
„Но выдержат ли наши реки возрастающее давление гидроэнергетики в условиях изменения климата и уменьшения водности? Как оценить влияние гидроэнергетики на экосистемы рек и сопряженные экосистемы? Какие экосистемные услуги рек утрачиваются и деградируют под воздействием гидроэнергетики и кто от этого теряет? Как оценить потерю экосистемных услуг и обеспечить их восстановление? На эти вопросы искали ответы эксперты проекта „Экосистемные услуги и гидроэнергетика: пилотное применение европейских инструментов в речных бассейнах стран Восточного партнерства”, который был реализован при финансовой поддержке Европейского Союза”, - заявил Илья Тромбицкий в ходе пресс-конференции в IPN.
Илья Тромбицкий, который также является координатором проекта, отметил, что оценка экосистемных услуг должна стать основным инструментом, который должен применяться для объективной оценки последствий воздействия гидроэнергетических проектов на речные и околоводные экосистемы, потому что для людей, принимающих решения, и для населения совсем не очевидно, что прибыль, получаемая от производства энергии речных вод, является результатом утраты тех услуг, которыми пользовались и страна в целом, и отдельные люди.
Глава Национального экологического центра Украины Руслан Гаврилюк отметил, что долгие десятилетия гидроэнергетика эксплуатировала реки Украины, при этом считалось, что вода - возобновляемый ресурс, а влияние на состояние речных экосистем не оценивалось. По его словам, реки эксплуатировались для генерации электроэнергии, что является одной из экосистемных услуг, при этом экосистемы рек деградировали настолько, что все другие экосистемные услуги были утеряны или их уровень значительно снизился. „Важно понимать, что мы каждый день используем экосистемные услуги, которые предоставляет окружающая среда, в том числе и реки. Так мы выступаем драйверами негативных изменений в экосистемах, влияя на экосистемные услуги”,- отметил Руслан Гаврилюк.
Арам Габриелян из Эколого-культурной НПО „Хазер” отметил, что Поручение Правительства Армении 2013 года по разработке законопроекта об экосистемных услугах к концу 2015 года до настоящего времени не выполнено. Результаты исследования экосистемных услуг в пилотном бассейне реки Аргичи в бассейне озера Севан показали, что эксплуатация малой ГЭС „Аргичи” (установленная мощность 9,8 МВт) на этой реке нанесла катастрофический ущерб ихтиофауне, состоящей из 6 видов рыб и одновременно привела к утрате прочих экосистемных услуг, которыми широко пользовалось население восьми населенных пунктов, расположенных в бассейне реки до начала эксплуатации МГЭС с 2013 года. В то же время активное строительство малых ГЭС в рамках программы развития малой гидроэнергетики (количество действующих малых ГЭС достигло 188, и еще выданы 23 лицензии на строительство) продолжается, в результате чего природные речные экосистемы в Армении практически утрачены.
Проект реализуется благодаря схеме Регрантинга-2020 Форума гражданского общества Восточного партнерства при финансовой поддержке Европейского Союза в рамках поддержки гражданского общества в регионе. Его содержание является исключительной ответственностью Международной ассоциации хранителей реки Eco-TIRAS и партнеров проекта и не обязательно отражает точку зрения Европейского Союза.