logo

Вкратце, о главном – обзор IPN от 17 октября 2018 года


https://www.ipn.md/ru/vkrattse-o-glavnom-obzor-ipn-ot-17-oktyabrya-2018-goda-7978_1044757.html

На вопрос если Российская Федерация продолжит поддерживать приднестровский регион в случае если установление совместного контроля на молдавско-украинской границе генерирует определенные события,  пресс-секретарь МИД России Мария Захарова заявила в ходе видеоконференции, что „суверенное государство, безусловно, имеет право применять собственную политику, но...”. Но, как следует из ее слов, эта политика должна быть такой, чтобы укрепить сепаратистские позиции Тирасполя.

Она считает, что молдавско-российские отношения развиваются несмотря на заявления из Кишинева. „Мы отслеживаем все процессы, анализируем их и стараемся, несмотря на внутренние политические процессы, местами противоречивые, и на те противоречивые заявления, которые делают не только политики, потому что политики на то и политики, но уже и чиновники, представители различных ветвей государства”.

Поскольку заявления Захаровой противоречат политикам, проводимым Республикой Молдова, эксперты IPN задаются естественному вопросу: кто и почему осложняет молдавско-российские отношения? Анализируя видеоконференцию пресс-секретаря МИД России, эксперты говорят, что нельзя не заметить, что драматические события в Украине начались в октябре 2013 года, после предупреждения России о введение эмбарго против бывших советских республик, которые собрались подписывать соглашения об ассоциации и свободной торговле с ЕС. В настоящее время можно только сожалеть об ухудшении ситуации в регионе, в который входит и Республика Молдова. Региональный контекст резко ухудшается и из-за раскола в рамках Православия, вызванного российско-украинским конфликтом. А в связи с этим возникает законный вопрос к российским властям – почему Великобритании удалось построить Commonwealth of Nations, с участием 53 стран, примерно с 1/3 населением мира, а Российская Федерация рискует потерять надежду на то, чтобы построить то, что называется Русский мир? Не потому ли, что вместо того, чтобы помочь бывшим советским республикам, на самом деле, подвергает давлению?

И даже визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Республику Молдова не оценивается однозначно общественностью. Более того, политический комментатор Алексей Тулбуре заявил в ходе передачи „Ora expertizei” на телеканале Jurnal TV, что визит имеет особое символическое значение – начало неевропейской эпохи. А вице-председатель Либерально-демократической партии Ион Тергуцэ говорит, что движение в центре Кишинева будет заблокировано, чтобы держать подальше возможных протестующих против приезда Эрдогана в Республику Молдова. „Это не нравится авторитарному турецкому лидеру, но не устраивает и молдавских властей, которые хотят казаться хозяевами положения”, - считает Ион Тергуцэ.

А президент Игорь Додон считает зато, что Турция является для Молдовы примером защиты национальных интересов и выступает за создание Совета стратегического сотрудничества между Молдовой и Турцией.

Параллельно, Движение национального сопротивления ACUM протестовало перед зданием Посольства Турции, требуя освобождения преподавателей Лицея Горизонт, которые в начале сентября были высланы из Республики Молдова и арестованы в Турции.

Несмотря на сознательно введенные препятствия на традиционных восточных рынках, экспорт фруктов и овощей вырос и продолжает расти. Выявление новых рынков крайне необходимо, считает директор Национального агентства по безопасности пищевых продуктов Георге Габерь. Уже завершены переговоры с Канадой о продаже слив в свежем виде. Кроме того, были завершены переговоры с Индией, страну с огромным потенциалом для потребления яблок. Ведётся работа с Израилем, Бангладеш, Монголией, Индонезией и Малайзией.

Республика Молдова поднялась на одну ступень в Индексе глобальной конкурентоспособности 2018 года, заняв 88 месте из 140 стран, и набрав 55,5 баллов из 85,6 возможных. Наша страна добилась улучшения показателей в области технологической подготовки, динамизма бизнеса, эффективности рынка труда, образования и навыков, инфраструктуры и пр. Самый низкий балл получен в области инновационных возможностей и уровне финансового рынка.

Подробности на IPN!