Массовое истребление народа, происходящее сейчас в Украине, аналогично тем, которые ранее проводились Советским Союзом путем депортации и уничтожения людей. Таково мнение доктора исторических наук Виорики Олару, которое было изложено в рамках пресс-конференции на тему „Сталинские депортации: отголоски прошлого, адресованные настоящему и будущему”, организованной Информационным агентством IPN. По ее словам, первая волна сталинских депортаций 1941 года является травмирующим уроком для нашего народа, а террор, совершенный 82 года назад, повторяется в Украине с такой же жестокостью.
Первая волна депортаций началась в ночь с 12 на 13 июня 1941 года и включала территории, аннексированные СССР в июне 1940 г. По официальным данным, в первой волне депортаций было перемещено 25 тысяч человек из Бессарабии и Северной Буковины в Сибирь и Казахстан, но историки говорят, что число сосланных было намного больше.
„Не только из документов мы узнаем, как происходила депортация, но и из бесед с выжившими людьми или с их потомками. В настоящее время у нас очень мало людей, переживших первую волну депортаций, потому что время их не пощадило, но еще есть люди с необыкновенной памятью и стойкостью, принципиальностью, благодаря которым мы знаем многие детали. Подробности мы также узнаем благодаря фильму Леонтины Ватаману и спектаклю „Dosarele Siberiei” („Сибирские архивы”), который сейчас проходит в Национальном театре им. Михая Еминеску. Это происходило ночью, когда раздавался стук в дверь или окно, обычно на улице была группа из трех представителей: одного от сельсовета, представлявшего советскую власть, и двух вооруженных военных, сотрудников НКВД, которые по-русски объявляли главе семьи, что их всех депортируют, что в их распоряжении 15 минут на то, чтобы собрать самое необходимое. Люди были потрясены, потому что никто не понимал, что происходит, маленькие дети, старики, все, кто был в доме, были депортированы”, - сказала доктор исторических наук Виорика Олару.
СССР совершил невообразимые зверства среди коренного населения, - утверждают историки. Они отметили, что целью массовых депортаций было уничтожение интеллигенции и запугивание населения, чтобы сделать его более покорным советской власти.
„Из свидетельств тех, с кем мы разговаривали, узнаем, что очень часто в дорогу они брали икону, молитвенники, более толстую одежду, потому что им говорили, что там, куда их увозят, холодно, и что их везут в Сибирь на корм волкам. В 1941 году многие главы семей были арестованы, уничтожены до того, как прокатилась волна депортаций, поэтому уже осталось сослать их семьи, состоящие из женщин и самое меньшее троих детей. Вот почему количество депортированных женщин и детей превышает количество мужчин. На железнодорожных станциях оставшихся мужчин разлучили с семьями, сказав, что они едут первыми, чтобы подготовить жилье для остальных членов семьи, но на самом деле их посадили в другие вагоны и истребили. Условия в вагонах были бесчеловечные, жара, лето, везли в поездах, в которых обычно перевозили скот, не существовало никакой уединенности на протяжении тех трёх недель, что они ехали. Не было ни воды, ни еды. Есть случаи, когда женщины рожали в поезде и выбрасывали своих детей через маленькое окно поезда, потому что у них не было молока для грудного вскармливания”, - рассказала также историк Виорика Олару.
Как сообщила Виорика Олару, потомки жертв сталинских депортаций или сами депортированные, которым удалось вернуться домой, обнаружили свои домохозяйства разрушенными или принадлежащими другим людям, а восстановление имущества стало почти невозможным процессом.
„Конфискация имущества, которая произошла сразу после депортаций, также происходила путём чрезвычайных злоупотреблений. Соответственно документам, все движимое и недвижимое имущество, оставшееся после каждой депортированной семьи, должно было перейти в собственность государства. Из рассказов депортированных лиц узнаём, что часть имущества забрали односельчане, из домохозяйств сосланных украли всё что только можно было забрать. Списки имущества составлялись обманным путем, все, кто сотрудничал с советской властью, пользовались преимуществом, так что и могли забрать из хозяйства все, что хотели. Через много лет, когда люди пытались вернуть свое имущество, хотя бы финансовую стоимость утраченного имущества, у них просили описи, а списки, содержавшие сведения об изъятом имуществе, были очень общими и субъективными, либо отсутствовали документы на дом, поскольку имущество передавалось от отца к сыну без судебного разбирательства. Так что сейчас очень сложно доказать, что люди были насильно лишены имущества”, - пояснила Виорика Олару.
По данным историков, террор в Украине, расстрел людей и бросание трупов в братские могилы, а также депортация украинских детей представляют специфические для кремлевской власти элементы, которые аналогичны массовым убийствам, совершенным СССР. В марте 2023 года Международный уголовный суд в Гааге выдал международные ордера на арест на имя Владимира Путина, а также уполномоченного при президенте России по правам ребенка Марии Львовой-Беловой,которым предъявлено обвинение в незаконной депортации украинских детей на территорию Российской Федерации.
„В контексте войны в Украине повторяются некоторые вещи, которые уже были совершены Советским Союзом. Россия является де-юре правопреемником СССР, и все практики, которые были тогда, применяются вновь. Кремлевская власть - это власть КГБ, которая использует те же инструменты и виды массовых убийств, только в более современной, более технологичной форме и в виде идеологической войны, которая идет по всему миру”, - добавила историк.
Публичные дебаты на тему „Сталинские депортации: отголоски прошлого, адресованные настоящему и будущему”, 12-й выпуск из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира”. Проект поддержан немецким Фондом имени Ханнса Зайделя.