Вильнюсский саммит, несомненно, является успехом для Республики Молдова, которая парафировала на нем Соглашение об ассоциации с ЕС. Особенно, это успех внешней политики, но и мобилизации внутренних сил на уроне политического класса и учреждений, что демонстрирует, что при наличии политической воли события могут двигаться вперед довольно быстро. Такого мнения придерживается эксперт Ассоциации внешней политики Лина Грыу.
„Можно сказать, что Республика Молдова вступила в новую фазу отношений с ЕС. Особенно на фоне неудачи Украины, которая отказалась накануне саммита от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, Республика Молдова имеет реальный шанс стать главным бенефициаром программы Восточного партнерства, получив, шаг за шагом, в течение нескольких лет, перспективу вступления в ЕС. И первый шаг на этом пути был сделан через парафирование Соглашения об ассоциации с ЕС. Это не означает, что остальная часть пути будет легкой и без препятствий”,- заявила эксперт корреспонденту IPN.
Лина Грыу отметила, что высокий риск, по крайней мере, замедления процесса европейской интеграции исходит от внешних восточных факторов. Получив „убедительную победу” в Украине, Москва попытается применить „методологию” и в Республике Молдова. И если рычаги открытого шантажа и экономического давления, применяемые по отношению к Виктору Януковичу (президенту Украины – н.р.), могут оказаться не столь же эффективными с нынешними молдавскими лидерами, то Россия использует другие инструменты, затрагивая другие чувствительные зоны - долг Тирасполя за газ, эмбарго на экспорт, депортацию молдавских рабочих и „любимое дитя” - сепаратизм в приднестровском регионе и гагаузской автономии.
Параллельно, следуя геополитическим интересам России, коммунистическая оппозиция попытается вернуть власть в Молдове на парламентских выборах, которые пройдут ровно через год. Она воспользуется голосом обедневшей части населения и разочарованной в демократическом политическом классе, который провинился больше, чем ожидалось, который спровоцировал напряженность в обществе из-за личных ссор и предпочел не общаться с обществом о европейской интеграции, сделав этот процесс исключительной прерогативой элит.
„Таким образом, европейское будущее Молдовы зависит, по сути, от того, как граждане проголосуют 30 ноября 2014 года. И мы должны понимать, что уже очень скоро будет оказано чрезвычайно большое давление, чтобы этот голос в большинстве своем оказался ностальгическим и прокоммунистическим. Даже если у Республики Молдова есть Соглашение об ассоциации с ЕС, коммунистическое большинство может перевернуть европейский путь, или значительно его замедлить”,- сказала эксперт.
Республика Молдова была в центре официальных дискуссий, и особенно неформальных на саммите в Вильнюсе. Наряду с Грузией, Молдова была процитирована в положительном контексте всеми европейскими представителями. Республика Молдова была четко воспринята как надежда Восточного партнерства, особенно на фоне украинских лидеров, которые приехали в Вильнюс, чтобы поставить новые условия, в том числе финансовые для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.
Западные лидеры передали ясные поощряющие сигналы политическому классу, но и гражданам Республики Молдова, для которых европейское будущее может стать реальностью. Не случайно, в канун саммита, Европейская комиссия рекомендовала государствам-членам отменить визовый режим для Республики Молдова, чтобы менее чем за год мы могли свободно путешествовать в ЕС.
Тем не менее, важно понять, как подчеркнули многие европейские представители в Вильнюсе, парафирование Соглашения об ассоциации является лишь первым шагом, и не самым сложным на европейском пути. Республика Молдова может наткнуться на другие внутренние риски, связанные с бескомпромиссностью политического класса в реализации реформ, борьбе с коррупцией, обеспечение справедливого правосудия и, не в последнюю очередь, обеспечение достойной жизни гражданам.
Лина Грыу сказала, что политический класс должен проявить единство и идти единым фронтом, чтобы преодолеть эти препятствия. То, что произошло в Вильнюсе, и в период подготовки к парафированию показало, что все это возможно реализовать. Это зависит и от сознания каждого гражданина и потенциала реагирования и давления общества на политический класс, и не позволять ему подрывать европейское будущее.