logo

Виктор Врабие: В Молдове очень мало вещей, которыми можно гордиться


https://www.ipn.md/ru/viktor-vrabie-v-moldove-ochen-malo-veshchey-kotorymi-mozhno-gorditsya-7979_1043757.html

По случаю 27-летия Независимости Республики Молдова, Информационное агентство IPN представляет мнения людей, которые решили уехать из страны, временно или окончательно, в поисках лучшего будущего.

Виктору Врабие 25 лет и он уехал во Францию шесть лет назад. Получил диплом магистра в области экономики в Экономической школе в Тулузе, и в настоящее время работает инженером-консультантом в области статистики и информатики, и живет в Париже. Сказал, что отъезд из страны не был его выбором. Был естественным продолжением обучения, и этот путь был ему привит еще в начальной школе. Родители выбрали французский Лицей им. M. Эминеску, где дети учат французский язык по 5-6 раз в неделю.

„Как я сказал, это не было выбором, я никогда не стоял перед выбором, где мне будет лучше, нет. Это скорее было бунтом и любопытством. Желание 18-летнего молодого человека уехать в новое место и посмотреть, как идут дела там. Я не уехал во Францию „за лучшим будущим” или „качественным образованием” и, каждый раз, когда я слышу кого-то, кто говорит именно так, мне хочется смеяться. Франция, Европа и США не предлагают лучшее будущее, они дают вам шанс. Это дело каждого использовать этот шанс для того, чтобы проложить себе будущее”, - сказал Виктор Врабие.

По его мнению, молдавскому народу есть чему поучиться у французского народа. „Я приведу один пример, который очень хорошо иллюстрирует, что можно изменить – „искусство жить” (fr: savoir vivre). То есть превратить в искусство все, что предлагает жизнь и получить удовольствие от каждого момента жизни. Уметь ценить простые вещи: еду, свободное время, семью, здоровье, и чтобы каждый момент приносил удовольствие”, - отметил молодой человек. Не надо есть ради еды, надо проводить время с семьей, друзьями, коллегами во время еды, чтобы превратить простой обед в событие. „С грустью и печалью понимаю, что у молдаван таких примеров очень мало, даже не существуют. Возможно, я ошибаюсь, и мне очень хочется, чтобы и западные люди могли чему-то научиться у молдаван, но я не представляю чему”, - заявил молодой человек.

Молодой человек отметил, что Республика Молдова фактически не заметна на Западе. „Простите мне мою грубость, но Республика Молдова на самом деле не заметна за рубежом. Европейское общество не интересует ситуация в Молдове, потому что она ничем не интересна. Республика Молдова видна за рубежом только ради молдавских граждан, работающих за рубежом, и чаще всего не добрыми глазами. Честно говоря, ситуация, в которой находится наша страна, все чаще напоминает театр абсурда, поэтому каждый раз говорю себе, что больше не буду читать новости о Молдове”, - сказал Виктор Врабие.

Его очень редко спрашивают о Республике Молдова, и он старается не говорить о ней, если его об этом не просят. В целом, вопросы сводятся к его опыту в Молдове, и как прибыл во Францию. „Обычно представляю точные социально-экономические данные и стараюсь воздерживаться от собственных мнений, потому что они чаще всего не будут в пользу Молдовы. Есть очень мало вещей в Республике Молдова, которыми я гордился бы, находясь во Франции”, - сказал молодой человек.

Виктор Врабие гордится традициями производства вина, но по сравнению с французскими традициями в этой области, они незначительные. Гордится некоторыми кулинарными традициями, но опять же, они не могут сравниться с кулинарными традициями Франции. „Я избегаю говорить о сегодняшней Молдове. Я горжусь ею, но я стараюсь это не афишировать, потому что на Западе вещи, с которыми я горжусь и кажутся мне исключительными, на самом деле являются нормальными вещами в их обществе”, - отметил Виктор Врабие.

На вопрос, что может заставить его вернуться домой, молодой человек говорит, что ничего. И это вовсе не ода французскому государству, это скорее констатация реальности и различий между двумя обществами. Республика Молдова является молодым государством с печальной судьбой. И в момент, когда стала свободной и должна была идти к светлому будущему, камень прошлого не дает ей двигаться.

По его мнению, изменения должны исходить от общества, потому что общество ответственно за то, что происходит в стране. „И когда я говорю общество, я имею в виду каждого гражданина. Нельзя оставлять это на коллективное сознание – потому что мы, как народ, не имеем его. Мы привыкли, что кто-то обязан делать что-то вместо нас (отголоски советской эпохи) и отказываемся меняться, каждый в отдельности, виня в этом общество. Кто-то упрекнёт меня в том, что я виню общество, а сам не участвую в его изменении и решил „убежать” от суровой молдавской реальности в другое общество. Реальность, однако, другая – я решил уехать до того возраста, когда мог бы сделать изменения. Я результат деятельности этого общества, но я никогда не участвовал в его строительстве”, - заявил Виктор Врабие.

При всем уважении к стране, в которой вырос, молодой человек не тоскует по тому, что есть в Республике Молдова. „Мои мысли вообще не касаются географического, социального или административного пространства Республики Молдова. Они касаются родителей, друзей или моментов жизни, которые не связаны непосредственно с географическим пространством. Я скучаю по маме, когда не нахожусь в Республике Молдова, но если мама приезжает ко мне в отпуск или мы встречаемся с ней в другом месте, это тоска исчезает. Мне сложно найти конкретную вещь, связанную с Республикой Молдова, по которой я тоскую. Я не тоскую по лесам или равнинам, по бабушкиному саду, по горячим плациндам из печи, по Кишиневу, я не тоскую по школе и пр. Совсем. У меня нет „классической тоски” молдаван”, - заявил молодой человек.

Скучает по молдавской свадьбе, молдавскому Рождеству и Пасхи, но они могут быть организованы и за пределами Республики Молдова. Молодой человек говорит, что эти „продукты можно экспортировать” и удаленность не мешает ему сварить казанок голубцов или испечь несколько плацинд. „Это те вещи, с которыми я горжусь, которые приходят из Республики Молдова, но не являются тесно связанными с ней. Это вещи, которые мне близки, потому что я родом из Молдовы, но к которым я не так сильно привязан”, - сказал Виктор Врабие.

Елена Нистор, IPN
Повтор от 22 августа