logo

Виктор Степанюк: Поведение ДПМ не устраивало ни Запад, ни Россию


https://www.ipn.md/ru/viktor-stepanyuk-povedenie-dpm-ne-ustraivalo-ni-zapad-ni-rossiyu-8004_1066399.html

Поведение Демократической партии после 2014 года не устраивало ни Запад, ни Россию, а участие основных геополитических игроков в разрешении кризиса в Молдове представляет собой феномен. Такое мнение высказал политолог Виктор Степанюк в ходе публичных дебатов на тему: „Мирная передача власти: мотивы, условия и последствия – внешний фактор”, организованных Информационным агентством IPN и Radio Moldova.

Виктор Степанюк считает, что участие основных геополитических игроков, в том числе в преодолении политического кризиса и кризиса власти в Республике Молдова, представляет собой феномен.

„Конечно, это феномен, но в то же время нужно сказать, что уже бывали случаи, когда великие державы по отдельным позициям, в отдельных областях, в отдельных регионах земного шара достигали компромисса. Случай Республики Молдова не кажется мне таким уж сложным, потому что Демократическая партия, её поведение, особенно после 2014 года, конечно же, не могло устраивать ни Запад, ни Россию. Если говорить о Соединённых Штатах Америки, о Европейском союзе, этих важных геополитических игроках, – то, конечно, они желали расширить своё влияние в Республике Молдова, но в то же время в качестве режима, на который они рассчитывали, они видели демократический режим, с важными результатами и в социальной, и в экономической жизни. Эта европейская модернизация, которая была обещана нашему народу ещё до 2009 года, и особенно после 2009 года, должна была дать некоторые результаты. И, в конце концов, на мой взгляд, иностранные дипломаты, работающие здесь, в Республике Молдова, умеют анализировать и ежедневно отслеживают происходящие у нас социальные, политические и экономические явления. Они еженедельно готовят отчёты о происходящем в Республике Молдова. Режим Демократической партии не мог их устраивать, особенно после кражи миллиарда”, - считает политолог.

По его мнению, внешних партнёров не могло устраивать и то, что правоохранительные органы годами не желали искать преступников. Никак не могло внушать доверие и очевидное отсутствие ясности с тем, куда попадают деньги, выделяемые Западом для финансирования проектов. „Изменения законодательства, решения Конституционного суда, создание военизированных отрядов и многие другие факты показывали, что перед нами режим с тоталитарными замашками, которые в Европе фактически не встречаются. Создание военизированных отрядов не позволял себе ни один диктатор в последние 30 лет”, - отметил Виктор Степанюк.

По его словам, „то, каким образом ветви власти были захвачены и поставлены под полный контроль Демократической партии – это абсолютно неслыханная в Европе вещь: когда судебная система подконтрольна, когда судьи боятся, и непонятно, чего и кого они боятся”. Политолог добавил, что „прокуратура превратилась в монстра, который не подчиняется ни национальному суверенитету, ни Конституции, ни народу, а умеет лишь открывать дела на политических оппонентов, что доказывает её завербованность упомянутой партией”.

„Это новое явление, и, на мой взгляд, на Западе его заметили, когда правящая Демократическая партия подверглась критике и столкнулась с оппозицией как на левом, так и на правом флангах. На самом деле, такие случаи встречаются в политике нечасто”, - отметил Виктор Степанюк.

Политолог считает, что своим месседжем в ходе выборов и в послевыборный период эти две оппозиционные группы продемонстрировали готовность идти на компромиссы. „Несомненно, на Западе это заметили, и это также благоприятствовало интересам с точки зрения модернизации нашей страны, с точки зрения влияния в нашей зоне, с точки зрения так называемой Региональной безопасности, и это устраивало и россиян, и США, и Европейский союз”, - сказал Степанюк.

Политолог также уточнил, что найденное решение является временным, и что у каждой из внешних сил возникнет необходимость в укреплении своих позиций в Республике Молдова. „С Евросоюзом было проще, потому что и до выборов, и во время выборов, и после них он демонстрировал недоверие к Демократической партии. Американцам решение по поводу своей определяющей позиции далось труднее, но, в конце концов, они определились, потому что и внутри ДПМ появились те, кто говорил, что не следует доводить ситуацию до столкновений”, - подчеркнул Виктор Степанюк.

„Мобилизующим моментом должно стать то, что в кризисные моменты в рамках нынешнего парламентского большинства нашлись политики, решившие оставить геополитические конфликты и противоречия на втором плане и попытаться организовать управление страной на основе программы правления”, - сказал политолог.

Виктор Степанюк уточнил, что эта программа является ограниченной, и в случае её пересмотра она позволила бы молдавскому обществу оформиться в качестве сплочённой нации, имеющей свои идеалы, идеи для модернизации, перспективы возрождения экономики и иные приоритеты. „Мы – небольшое государство, а небольшие государства должны следовать за парусами кораблей, ловить попутный ветер. Если сегодня выгодно работать с этими тремя партнерами, то нужно работать, как и завтра, и послезавтра”, - пояснил Степанюк, подчеркнув, что Республика Молдова должна оставаться нейтральным государством, которое станет зоной сотрудничества между Востоком и Западом. „Мне кажется, что американские и европейские дипломаты понимают специфику Республики Молдова. Мы находимся в особой зоне, поэтому здесь имеются возможности для развития”, - добавил политолог.

В понедельник, 24 июня, Агентство IPN организовало публичные дебаты „Мирная передача власти: мотивы, условия и последствия – внешний фактор”. В них приняли участие представители парламентских партий – Демократической партии и политической партии Платформа „Достоинство и правда”. На дебаты были приглашены и представители Партии социалистов и Партии Шор, которые не откликнулись на приглашение.

Публичные дебаты „Мирная передача власти: мотивы, условия и последствия – внутренний фактор” стали 111-ми в цикле „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”, реализуемом при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.