logo

Вернется ли Майя Санду в кресло премьер-министра? Анализ IPN


https://www.ipn.md/ru/vernetsya-li-mayya-sandu-v-kreslo-premer-ministra-analiz-ipn-7978_1073400.html

8 мая парламентское большинство оказалось на грани исчезновения. Из фракции ДПМ вышли еще четыре депутата. У коалиции социалистов и демократов осталось всего 54 голоса. Еще минус четыре – а это, учитывая состав демократической фракции вполне вероятно – и правительство Кику лишится гарантированной парламентской поддержки. Зато для оппозиции открываются возможности снова получить исполнительную власть...
---

Смотрите, кто ушел


Из фракции ДПМ вышли те, о ком даже слухи не ходили. Отделились Олег Сырбу, Елена Бакалу, Виолетта Иванова и Владимир Витюк. Первые двое были, как говорили в кулуарах, «людьми Филипа». Иванова и Витюк, в прошлом члены Партии коммунистов, как Додон с Гречаной и многие другие нынешние социалисты, органически вписывались в логику коалиции ПСРМ-ДПМ. Демократическая фракция посыпалась не по системе. Она просто посыпалась.

Это признал и председатель ДПМ Павел Филип. Выйдя к журналистам 8 мая, он отметил: ушли те, кто был среди главных поборников союза демократов с социалистами.

А ведь есть те, кто был против. После шестичасового заседания фракции ДПМ 4 мая это уже не тайна. Они потенциальные кандидаты на выход. Павел Филип подчеркнул: на ДПМ осуществляется беспрецедентное давление. Значит, дальнейший раскол фракции – дело времени.  

Идеалы и соперники

Противопоставить этому давлению демократы во главе с Филипом готовы только новые партийные идеалы – «искреннюю работу ради страны, граждан и европейских ценностей». Вот только оппоненты правящей коалиции прицельно бьют из всех орудий именно по способности ДПМ претворить эти идеалы в жизнь.

Очередной выстрел 8 мая произвела «Про-Молдова». Глава парламентской группы Андриан Канду провел брифинг, на котором настаивал: нынешнее правительство не справляется с работой и должно уйти. Оно, по словам депутата, из рук вон плохо борется с пандемией, не способно защитить предпринимателей и работников от ее последствий, принимает неконституционные законы (после постановления Конституционного суда от 7 мая с этим уже не поспоришь), не уважает и не ценит помощь европейцев.  

Андриан Канду фактически не оставил камня на камне от идеалов ДПМ, а потом обратился к бывшим однопартийцам напрямую – призвал выбираться из «красного болота» и создавать с остальными парламентскими фракциями и группами новое  - «качественное» – правительство. 

Три сценария от президента

Примечательно, что вероятность дальнейшего раскола парламентской фракции ДПМ признает и президент. Он уже просчитал и дальнейшие сценарии развития политических событий. Подробно Игорь Додон описал их в очередном выпуске видеоблога «Президент отвечает». Тоже 8 мая.

Как убежден Игорь Додон, всего сценариев три. Первый: парламентское большинство все же выстоит. Правда, президент не уточнил, каким образом. Заявил, что демократы сами должны решить, что делать. То есть социалисты союзникам помогать не намерены, для них важнее собственное единство. И президент особо подчеркнул, что сейчас ряды ПСРМ крепки, как никогда.

Второй сценарий: из фракции ДПМ выйдут еще несколько депутатов, и правительство Кику станет миноритарным. Ему придется вести переговоры с каждой парламентской фракцией по каждому отдельному законопроекту. Проблемы в таком развитии событий президент не видит, говорит, что так кабмин уже работал – с ноября по март, значит, и сейчас сможет.

Третий сценарий: после исчезновения парламентского большинства оппозиция выдвинет вотум недоверия правительству Кику, отправит его в отставку и попытается сформировать собственный кабинет министров. В этом случае, уверен Игорь Додон, возможны два варианта развития событий: первый – три парламентские фракции и одна группа договорятся и назначат новое правительство; второй – не договорятся и парламент придется распустить для проведения досрочных парламентских выборов.

Оба этих варианта президент считает выигрышными для социалистов. Первый, потому что Майе Санду придется сесть за стол переговоров с теми, кого ее сторонники считают нерукопожатными. Это, уверен Игорь Додон, лишит ее шансов набрать достаточно голосов на президентских выборах, и неформальный лидер ПСРМ одолеет своего основного противника с первого тура.

Второй вариант – досрочные парламентские выборы - Игорь Додон назвал «более корректным». Потому что, пояснил президент, тогда парламент не утратит легитимность, то есть не перестанет соответствовать ожиданиям граждан. Ведь они не хотели бы коалиции ПДС-ППДП-«Шор»-«Про-Молдова», уверен Игорь Додон.

Шансы правых

До вечера 8 мая ни Майя Санду, ни Андрей Нэстасе никаких публичных заявлений не сделали. Хотя сейчас именно им принадлежит решающий голос в определении дальнейшего развития событий в стране. Им выпал шанс вернуть себе исполнительную власть. А также преодолеть разногласия, которые разрушили блок ACUM: относительно того, кто из двух лидеров – Санду или Нэстасе – будет баллотироваться на пост президента.

Конечно, задача не из легких. Игорь Додон запугивает своих основных соперников перспективой потерять доверие избирателей из-за союза с демократами. Да и сам союз с ДПМ еще надо сформировать. Павел Филип считает, что у партий Санду и Нэстасе меньше общественной поддержки, чем у социалистов, а демократам нужен сильный союзник, локомотив, который поможет ДПМ остаться на политическом плаву. К тому же, для создания нового парламентского большинства понадобятся голоса группы «Про-Молдова», партии «Шор» и независимых депутатов, и такое партнерство придется объяснить сторонникам. А потом новое правительство должно будет работать так эффективно, чтобы к президентским выборам у кандидата от правых были реальные шансы на победу.

Четыре аргумента, почему

В такой ситуации молчание Майи Санду и Андрея Нэстасе не удивительно. Удивит, если оно затянется. И вот почему.

Первое. У двух крупнейших правых партий Молдовы есть вся поддержка Румынии и европейского истеблишмента.

Второе. Майя Санду с начала года добивается формирования единого фронта «для борьбы с Додоном».

Третье. Никто из потенциальных ситуативных союзников ПДС и ППДП не является для этих партий реальным электоральным конкурентом.

Четвертое. На досрочных парламентских выборах в условиях многоступенчатого кризиса больше шансов у того, кто обладает административным ресурсом, имеет доступ к государственным деньгам и распоряжается внешним финансированием.  

Так что у Майи Санду и Андрея Нэстасе два пути. Первый – взять ситуацию под собственный контроль, инициировать переговоры с Павлом Филипом и объявить временное перемирие с депутатами Шора и Канду. Второй путь – пустить ситуацию на самотек и оперировать, как прежде, исключительно парламентскими инструментами.

В первом случае, Майя Санду может вернуться в кресло премьера, а Андрей Нэстасе  - принять участие в президентских выборах. Во втором – Игорь Додон получит высокие шансы получить второй президентский мандат, а Партия социалистов – сохранить самые выгодные позиции в молдавской политике.  

Наталья Узун, IPN