logo

Венецианская комиссия: Экстрадиция должна быть, только если не противоречит Конвенции о беженцах и Конвенции о правах человека.


https://www.ipn.md/ru/venetsianskaya-komissiya-ekstraditsiya-dolzhna-byt-tolko-esli-ne-protivorechit-k-7965_1044868.html

Венецианская комиссия обнародовала свои выводы относительно Закона Республики Молдова №.120 о предупреждении и борьбе с терроризмом от 20 сентября 2017 года, передает IPN со ссылкой на пресс-релиз Совета Европы.

Подчеркнув, что Республика Молдова, в условиях террористической угрозы, имеет право принимать чрезвычайные меры, европейские эксперты отмечают, что эти меры должны быть последовательными, предсказуемыми и соответствовать обязательствам, которых Республика Молдова имеет в области прав человека в соответствии с международным и европейским законодательством в области прав человека. Именно с этой точки зрения, Закон № 120 требует тщательного пересмотра, отмечают европейски эксперты, в частности, более четкую согласованность с другими законодательными нормами (в частности, Уголовно-процессуальный кодекс и Закон №. 59 о специальных мерах расследования).

В целом, Венецианская комиссия убеждена, что такой подход не повлияет на эффективность механизмов и антитеррористических сил. Но необходимо пересмотреть список мер, которых Служба информации и безопасности может предпринимать в рамках профилактики. Очень четко должны быть указаны области применения специальных мер, а закон должен предусматривать внешнее разрешение (ордер суда, постановление прокуратуры и пр.), подробные меры и соответствующие процедуры.

Отмечено так же, что председатель парламента не должен иметь право координировать антитеррористической деятельностью; это должно быть прерогативой исполнительной власти. Зато механизм парламентского контроля следует укрепить, с участием либо Служба информации и безопасности, либо смешанной комиссии экспертов, но при широком участии оппозиции в обеих структурах. Помимо рассмотрения общих отчетов, эти органы должны иметь доступ к конкретным делам. Адекватная система учета записей должна быть реализована в рамках Службы информации и безопасности.

Специалисты из Венеции считают, что антитеррористические операции должны иметь ограниченный срок и охватывать ограниченную географическую зону; любое расширение зоны или продолжительности операции должно сопровождаться повышенным парламентским контролем. Кроме того, Закон должен предусматривать уголовную и дисциплинарную ответственность для персонала службы безопасности в случае крайне непропорциональных действий и в случае ненадлежащего планирования и проведения антитеррористических операций.

Комиссия отмечает, что государство должно нести гражданско-правовую ответственность в случаях травм в результате таких непропорциональных действий. Неплановое использование оружия, если не требует ситуация, должно быть запрещено законом, а действия сотрудников безопасности, которые привели к гибели человека или тяжким телесным повреждениям должны быть предметом независимого и эффективного расследования.

Что касается ограничений для СМИ во время террористических кризисов, то они должны иметь короткий срок, и относиться только к определенным конкретным темам (данные о службах, участвующих в операции по борьбе с терроризмом, их позициях, методах и т.д.), в соответствии с принципом пропорциональности, отмечают эксперты. Журналисты должны свободно информировать общественность о ситуации в целом во время террористических кризисов, в соответствии с их обязанностями, на основании европейской Конвенции о защите прав человека.

Без каких-либо ссылок на случай высылки/выдачи из Республики Молдова сотрудников Лицея „Горизонт”, Венецианская комиссия отмечает, что „черные списки” террористов не должны слепо основываться на решения иностранных судов и правительств. Нужно применять на практике эффективный процесс обжалования, доступный для всех пострадавших лиц. Молдавские судебные инстанции должны иметь возможность проверить, является ли данное лицо действительно террористом в соответствии с молдавским законодательством и международным правом. Выдворение и экстрадиция предполагаемых террористов возможно только, если это не противоречит обязательствам Республики Молдова в рамках Конвенции 1951 года о беженцах и европейской Конвенции о защите прав человека.