|
|
Анатол Цэрану | |
IV Национальный конгресс румынских историков пройдет в Кишиневе и Сучаве в конце августа, в период 28-31 августа 2024 года. Предыдущие созывы Конгресса состоялись в Румынии: Клуж-Напока (2016 г.), Яссы (2018 г.) и Алба-Юлия (2022 г.). В этой представительной научной встрече принимают участие известные деятели исторической науки, знаменитые преподаватели и исследователи, представители самых престижных доуниверситетских, университетских и академических учреждений из Республики Молдова, Румынии и других стран.
Константин Стере - в центре двух значимых событий
Организация Национального конгресса румынских историков - это хорошая возможность оценить и более чётко обозначить общий культурный и самобытный феномен, а также общую историческую судьбу румын с обоих берегов Прута. В этот же период пройдет Международная книжная ярмарка ,,Bookfest Chișinău”, в рамках которой будет представлено литературное и философское творчество одного из самых выдающихся деятелей истории румынской Бессарабии Константина Стере, а именно, произведение „Publicistica literară și filosofică” („Литературно-философская публицистика”) и пятитомник „Publicistica social-politică” („Социально-политическая публицистика”).
Константин Стере (1865-1936) - выдающаяся личность Румынии, известный писатель, политический деятель и адвокат. Уроженец Бессарабии, Стере начал свою политическую деятельность в революционной атмосфере русских интеллектуальных кругов во второй половине XIX века. В специфических для царского режима условиях он усвоил менталитет революционера, став частью народнического движения в России, за что был арестован и сослан в Сибирь на долгие годы. После освобождения ему удалось укрыться в Румынии, где сделал плодотворную научную и политическую карьеру. Он стал профессором права, политиком и писателем, будучи одним из основателей Крестьянской партии и горячим сторонником объединения Бессарабии с Румынией.
За аграрные реформы и демократизацию
Его политическая деятельность была отмечена социальными взглядами, направленными на аграрные реформы и демократизацию. Константин Стере считал, что крестьянство является основополагающим фактором общественного прогресса и что именно на него должны направлять всё своёсвое внимание революционеры и вообще прогрессивные политики, ставящие своей целью служение народу. Это убеждение легло в основу попоранистской (народнической) идеологии, выдвинутой Константином Стере в конце XIX века, идеалу которой он оставался верен до конца жизни.
Политическая жизнь Константина Стере была полна значительных взлётов, но также и болезненных падений. Политическая полемика, которую вели Константин Стере и Николае Йорга, хорошо известна и справедливо названа одним из важнейших интеллектуальных противостояний в Румынии начала XX века. Это политическое и идеологическое противостояние происходило в контексте интенсивных дебатов в румынском обществе того времени о будущем Румынии, о модернизации, демократии и политическом курсе страны.
Константин Стере, будучи одним из главных сторонников движения попоранистов, которое поддерживало важное значение крестьянства и аграрной реформы как основы развития Румынии, продвигал демократические и прогрессивные идеи, критикуя традиционные элиты и централизацию власти. В то время как Николае Йорга, сложная личность, видный историк, политический деятель и консервативный интеллектуал, был сторонником идеи государственности и традиционных румынских ценностей, выступал за сильное, централизованное государство и критиковал радикальные или революционные тенденции. Полемика между этими двумя ведущими деятелями политической и интеллектуальной жизни межвоенной Румынии часто перерастала в межличностную враждебность.
Полемика Стере - Йорга
В отличие от Йорги, который представлял мажоритарное движение в румынском обществе в отношении первостепенной роли Трансильвании в реализации идеала национального единства, Стере отдавал этот приоритет Бессарабии. Он отстаивал первостепенное значение защите культурной и национальной идентичности румын Бессарабии в условиях, когда политика русификации серьезно угрожала этим ценностям, в то время как процессы денационализации в Трансильвании при имперском режиме Габсбургов были гораздо мягче. Символичной в этом отношении была речь Стере против Йорги в Парламенте 16 декабря 1915 года, в которой он заявил, что судьба Румынии - быть против России: ,,...перед нами открыт только один путь: против России и за Бессарабию! Иначе мы потеряем и Бессарабию и останемся без Ардяла. Ардял не погиб за тысячу лет, не погибнет и впредь”.
Звёздный час политического деятеля Константина Стере пробил в марте 1918 года, когда на заседании „Sfatului Țării” (Совета Страны) в Кишиневе предстояло решить судьбу Бессарабии, над которой нависла угроза большевистского террора. Прибывший в Кишинев за несколько дней до голосования исторического акта в законодательном органе Молдавской Демократической Республики Константин Стере оказал особое влияние на ход событий. Хотя на тот момент он не был официальным членом Совета Страны, он участвовал в многочисленных важных дискуссиях о будущем Бессарабии, за несколько дней приняв участие в 28 различных встречах с членами и руководителями всех трёх фракций бессарабского законодательного органа. Силой своего убеждения, своим авторитетом старого революционера Стере блестяще осуществил работу пылкого и умелого адвоката объединения Бессарабии с Румынией, решительно способствуя укреплению большинства, необходимого для принятия в бессарабском законодательном органе Акта об унии, объединении.
Депутат двух парламентов
Огромный авторитет Константина Стере был подтверждён решением „Sfatul Țării” (Совета Страны) об его кооптации, то есть о дополнительном избрании в депутаты своего состава на заседании от 27 марта. Согласно протоколу заседания, а также прессе того времени, это предложение было встречено громом аплодисментов депутатов „на всех скамьях”. Все депутаты встали и устроили „долгую и бурную” овацию профессору Стере, который в результате голосования стал депутатом „Sfatul Țării”.
В пламенной речи, произнесенной депутатом Константином Стере на заседании Совета Страны 27 марта 1918 года, он охарактеризовал уникальный политический момент, который переживала не только Бессарабия, но и весь румынский народ. Надо отметить, что на тот момент Константин Стере был также членом Палаты депутатов Парламента Румынии, будучи полностью поглощён румынским вопросом, обсуждавшимся в политических кругах Королевства Румыния, а также за его пределами.
Пророчество Стере
Голосование Совета Страны за акт объединения Бессарабии с Румынией стало первым важным шагом в реализации Великой Румынии, которая впоследствии включала объединение Буковины (28 ноября 1918 года) и Трансильвании (1 декабря 1918 года), поскольку на всех этих территориях было румынское большинство. А заслуга Бессарабии в создании Великой Румынии была тем более исключительной, что Совет Страны проголосовал за объединение с побежденной страной, находившейся под немецкой оккупацией, с Румынией, которая отказалась от этой провинции через заключение союза с царской Россией, альянса, постоянно осуждаемого политическим деятелем Стере.
Своим огромным вкладом в решение Совета Страны от 27 марта Константин Стере подтвердил свое пророчество, ранее обращенное к румынским политикам, которые должны были понять, что „Бессарабия не может больше жить без Румынии, подобно тому как сегодня и Румыния не сможет жить без Бессарабии”. Еще один пророческий и непоколебимый аргумент Константина Стере был сформулирован следующим образом: „Если верно, что каждый народ обеспечивает свою историческую жизнь только в той мере, в какой его национальное существо утверждает себя в собственной и самобытной культуре, как вклад в человеческую цивилизацию, - Бессарабия, вырванная из тела румынской нации, не может быть ничем иным, кроме как инертной материей”. Это пророчество актуально и сегодня, обретая контуры урока истории, сформулированного Константином Стере для нынешнего румынского политического класса с обоих берегов Прута.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.