logo

В переговорах по коалиции ЛП имеет самую сильную и самую слабую позицию, IPN


https://www.ipn.md/ru/v-peregovorakh-po-koalitsii-lp-imeet-samuyu-silnuyu-i-samuyu-7978_1021248.html

Из перспективы политического интереса продвигаемого в рамках переговоров по созданию проевропейской коалиции, которые могут начать на этой неделе, у Либеральной партии – самая сильная, но и самая уязвимая позиция. К такому выводу приходит анализ „Проевропейская коалиция между национальными и партийными интересами», опубликованного IPN сегодня, 6 июля 2015. Автор анализа Валериу Василикэ приводит некоторые соображения в поддержку данного вывода:

«ЛДПМ и ДПМ не сумели особо продвинуться в формате миноритарной коалиции, в том числе по европейскому пути. ЛП сделала паузу после того, как не были приняты её условия, выдвинутые на предыдущих переговорах, а время сыграло ей на руку . С этих позиций девиз ЛП при выдвижении требований будет: „Всё или ничего!”. Это объясняется тем, что партия или, скорее, её лидеры одинаково комфортно чувствуют себя как во власти, так и в оппозиции. Сам Михай Гимпу подтвердил, что не нуждается во власти, так как минимальное количество депутатских мандатов в любом случае гарантирует ему присутствие в парламенте», говорится в анализе.

Второе соображение касается жесткого предварительного условия, которое уже было сформулировано: ЛДПМ и ДПМ должны вести переговоры только с ЛП, а не и с ПКРМ. «Возможно, „принципиальный антикоммунизм” либералов объясняется идеологическими соображениями, а может быть – и партийными соображениями. В узкой коалиции трёх партий роль ЛП и, соответственно, возможности для удовлетворения партийных интересов растут в геометрической прогрессии, вплоть до „всё или ничего”. В широкой коалиции с участием ПКРМ, при условии, что она публично поддержит проевропейский курс, возможности ЛП резко уменьшаются. Фактически, возвращаясь к их естественным размерам для партии с наименьшим количеством мест в парламенте».

Третье соображение имеет в основу новые нюансы касающиеся требований в отношении функции герелаьного прокурора и президента страны. « Есть признаки того, что ЛП готова отказаться от ранее выдвигавшегося требования о назначении „европейского прокурора”, хотя бы во имя „заботы” о бюджете страны, который не сможет вынести зарплату в 200 тысяч евро в год, как пояснил Михай Гимпу. Но эти же признаки указывают на то, что ЛП будет безусловно „за” распределение уже сейчас должности президента страны, который будет избран парламентом. Партийный, но и личный интерес состоит в том, что лишь так ЛП сможет претендовать на то, чтобы иметь своего представителя в кресле главы государства, что не может произойти в случае прямых выборов, потому что здесь „минимального числа мандатов” уже не достаточно. Только вот без ПКРМ президента в парламенте избрать невозможно, а ЛП отвергает ПКРМ в качестве партнёра по переговорам, не говоря уже о партнёре по управлению страной. Даже если коалиция и будет создана, легко предвидеть, что эта позиция либералов менее чем за год приведёт к ситуации, когда „Родина и европейский курс” снова окажутся в опасности», говорится в анализе IPN.

Автор считает, что высший политический интерес любой партии (и проевропейские партии Молдовы здесь – не исключение) состоит в получении и/или сохранении власти и любые другие заявленные цели – это либо промежуточные этапы, либо политический обман, либо политические извращения.