Власти готовят реестр отказов, чтобы понять причины, по которым родственники потенциальных доноров со смертью мозга не разрешают донорство органов. Молдаване не хотят жертвовать органы по религиозным причинам, а также потому, что боятся торговли органами. Есть проблема и на системном уровне, так как мало квалифицированных специалистов для выявления доноров в состоянии мёртвого мозга, - отметил директор Агентства трансплантологии Владимир Болокан для Радио Europa Liberă, цитируемый IPN.
По словам директора Агентства трансплантологии, в целом по стране всего четыре координатора, которые работают с бригадами трансплантологов: в Республиканской больнице, в больнице Святой Троицы Кишинева, в районных больницах Орхея и Хынчешть. „У нас нет специалистов, которые сообщали бы о пациентах с мертвым мозгом, у которых мы могли бы взять органы. Например, умер координатор Института неотложной медицинской помощи, и более полугода ушло на подготовку двух специалистов, которые еще не приступили к работе. В Институте неврологии и нейрохирургии мы не можем найти координатора, директор обещал нам подобрать человека”, - пояснил Владимир Болокан.
В прошлом году Молдова присоединилась к информационной системе, в которой государства-члены уведомляют об органах, которые они могут предоставить для трансплантации в других странах, но до сегодняшнего дня мы не получили ни одного органа из этих стран. „В рамках международного соглашения у нас есть доступ к обмену органами, но приоритет имеют пациенты из стран происхождения. Доступны легкие и сердце, но мы эти органы не пересаживаем”, - сообщил директор Агентства трансплантологии.
Специализирующийся на трансплантации печени хирург Адриан Хотиняну уточнил для Радио „Europa Liberă”, что доноры с мертвым мозгом представляют проблему. „Обычно доноры находятся в больницах, но нас не уведомляют об этих случаях. Мы всего лишь команда, осуществляющая трансплантации. У нас есть специалисты, оборудование, но нет доноров. Думаю, дело в системе, а не в людях”, - считает хирург.
С начала этого года в Молдове было проведено две операции по пересадке органов: печени и почек. В списках ожидания остаются более 100 человек.