logo

Уже более пяти лет дело примара из Басарабяска так и не имеет конца


https://www.ipn.md/ru/uzhe-bolee-pyati-let-delo-primara-iz-basarabyaska-tak-i-7967_1093200.html

Уголовное дело в отношении примара из Басарабяска Валентина Чимпоеш затягивается на уровне суда первой инстанции уже пять лет и восемь месяцев. Адвокаты, которые выступают за оправдание примара, говорят, что это слишком большой срок. Более того, по словам адвокатов, дело Чимпоеша является одним из 39 уголовных дел, которых Парламентская ассамблея Совета Европы признала политическими, а прокурор отказался от доказательств из материалов уголовного дела.

Адвокат Анатолие Истрате заявил на пресс-конференции в IPN, что Валентин Чимпоеш баллотировался как независимый кандидат и был избран примаром в 2015 году. Он проработал около полутора лет, а в 2017 году началась ожесточённая атака на примаров, которые в то время не входили в Демократическую партию. За отказ присоединиться к ДПМ, ему угрожали „проблемами” - то, что и произошло. В феврале 2017 года в примэрию пришла группа спецназа и прокуроров, которые задержали примара в присутствии граждан и подчиненных, и привезли в Кишинев. После задержания примар был арестован на 30 суток.

„Прокуроры предъявили ему обвинения в халатности. Будучи общественным деятелем, примар якобы не вмешивался в дело несовершеннолетней, подвергшейся сексуальному насилию со стороны отца и другого человека. Обвинения в халатности были предъявлены примару в период 2012-2016 годов. Но Валентин Чимпуеш был избран примаром в 2015 году. Уголовное дело было возбуждено Центром по борьбе с торговлей людьми. Но халатность не входит в компетенцию этого учреждения или Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам, а Антикоррупционной прокуратуры. Чтобы скрыть этот интерес некоторых государственных служащих и прокуроров, было издано постановление генерального прокурора, в соответствии с которым была изменена юрисдикция, и ПБОПОД было уполномочено проводить расследование этого компонента преступления”,- объяснил адвокат.

Анатолие Истрате отметил, что ПБОПОД, всего за 30 дней, завершило судебное преследование, допросив 17 человек. По его словам, государственный обвинитель не уведомил ни адвокатов, ни обвиняемого, находящегося под предварительным арестом, о завершении уголовного преследования. „Более того, прокуроры решили заменить нанятых адвокатов государственным защитником, которому, по его словам, были представлены материалы дела. Без предъявления обвинительного заключения, без перевода процессуальных документов и доказательств, приложенных к материалам дела, на языке, на котором говорит Чимпоеш Валентин. Он говорит по-русски, и прокурор обязан довести до сведения обвиняемого материалы дела, назначив ему переводчика, или важные документы, такие как постановление об обвинении и обвинительном заключении на языке, которым он владеет”,- заявил адвокат.

Дело было передано в Суд Басарабяска, а через два дня было назначено заседание для рассмотрения ходатайства прокурора о продлении ареста на имя примра. Первая инстанция продлила арест, а Апелляционный суд Комрата освободил его. Адвокат говорит, что с этого момента начались „странности” в этом деле. Всего через неделю после принятия решения об освобождении было объявлено, что решением Коллегии по уголовным делам Высшей судебной палаты уголовное дело было перенесено из Суда Басарабяска в Суд Хынчешть, где оно находится и сегодня.

Другой адвокат Юлиан Паскарь заявил, что в суде первой инстанции дело находится на рассмотрении с 2017 года. И с весны 2017 года и по сегодняшний день этому делу нет конца, оно все еще находится в Суде Хынчешть. „С самого начала более полугода длился перевод обвинительного заключения и доказательств в отношении Чимпоеша, а затем они были переданы ему. За время рассмотрения данного дела, с 2017 года, изменилось около шести прокуроров”, - заявил адвокат.

Заседание, на котором Суд Хынчешть должен вынести приговор в отношении примара из Басарабяска Валентина Чимпоеша, назначено на 15 ноября.

Пресс-конференция является частью цикла пресс-конференций, предусмотренных проектом Информационного агентства „Поддержка реформы правосудия посредством мультимедийного освещения в СМИ резонансных случаев предполагаемой несправедливости”. Агентство не несёт ответственности за публичные заявления, сделанные организаторами пресс-конференций в публичном пространстве. IPN предоставляет право на реплику лицам, считающим, что их интересы были задеты в новостях, написанных на основе заявлений организаторов настоящей пресс-конференции, в том числе Агентство окажет содействие в организации другой пресс-конференции в аналогичных условиях.