Национальный орган по неподкупности занимается, по большей части, проверкой своевременности подачи деклараций об имуществе и личных интересах и соблюдения требований к их форме. Усилия по проверке имущества и интересов, в том числе по выявлению имущества невыясненного происхождения, всё так же нерешительны и не отвечают ожиданиям общества. Хотя НОН и расширил масштабы своего учебного процесса, онлайн-обучение практически не применяется. Следует отметить, что некоторые из проблем порождены несовершенством правовой базы, изъянами АИС „Электронная неподкупность” и ограниченными возможностями НОН в плане контроля. Такие выводы содержатся в отчёте о мониторинге, представленном Transparency International – Moldova, затрагивающем политику в сфере борьбы с коррупцией в центральных органах публичной власти, а конкретно – декларирование имущества и личных интересов, а также вопросы этики и меритократии.
Мониторинг был проведён в апреле–мае 2020 года, отчётным периодом являются 2018–2019 годы. Субъектами мониторинга стали 12 центральных органов публичной власти, в том числе восемь министерств и четыре подведомственных им учреждения с высоким риском коррупции. Речь идёт об Агентстве публичной собственности, Государственной налоговой службе, Таможенной службе и Пограничной полиции. В процессе мониторинга была проанализирована информация, предоставленная отслеживаемыми учреждениями, сведения с их веб-сайтов и правительственных порталов, данные из отчётов о деятельности Национального органа по неподкупности и т.д.
Как отметила на пресс-конференции в IPN эксперт TI–Moldova Янина Спиней, результаты мониторинга показывают, что, хотя органы публичной власти и приложили усилия для обеспечения реализации политики, государственные органы часто сталкиваются с трудностями при заполнении и подаче деклараций об имуществе и личных интересах. Обучающие мероприятия недостаточны, а у некоторых органов власти отсутствуют внутренние процедуры декларирования имущества и личных интересов, и они не публикуют информацию о результатах применения политики.
Отвечая на вопрос о том, выявили ли инспекторы по неподкупности какие-либо нарушения при декларировании имущества и личных интересов отслеживаемыми государственными органами центрального публичного управления, НОН сообщило, что в 2018 году по итогам изучения деклараций нарушений выявлено не было. В 2019 году были обнаружены два таких случая, оба – в МВД, однако тип допущенных нарушений НОН не указало.
Касательно этики и меритократии эксперт по борьбе с коррупцией Марианна Калугин отметила, что самый высокий балл в этом плане набрала ГНС, а самый низкий – Министерство просвещения, культуры и исследований. Все отслеживаемые учреждения принимают на работу сотрудников в соответствии с заранее установленными правовыми рамками, разработанными посредством подзаконных нормативных актов.
Согласно результатам мониторинга, одна из проблем заключается в недоступности некоторых ведомственных нормативных актов. Положение о деятельности Комиссии по оценке и конкурсу можно найти только с помощью поисковика www.google.com. За организацию и проведение конкурсов отвечают конкурсные комиссии, которые были созданы и функционируют в соответствии с вышеуказанными правилами. Следует отметить, что лишь одно из проконтролированных учреждений (ГНС) знакомит общественность, посредством своего сайта, с информацией о составе конкурсной комиссии.
Все предоставившие информацию учреждения сообщили о проведении ими тренингов в сфере этических норм, но только одна организация (ГНС) разработала модули для онлайн-обучения. Несмотря на всё вышесказанное, государственные организации всё ещё сталкиваются с проблемами в плане применения политики. Подтверждением этого служат результаты опроса TI–Moldova о применении антикоррупционной политики, проведённого среди госслужащих тех организаций, в отношении которых проводился мониторинг.
Отчёт был подготовлен Transparency International – Moldova в рамках проекта „Мониторинг политики по борьбе с коррупцией в центральных органах публичной власти”, при поддержке National Endowment for Democracy.