Участники войны на Днестре были преданы тогдашним и нынешним политическим классом, Ион Косташ
https://www.ipn.md/ru/uchastniki-voyny-na-dnestre-byli-predany-togdashnim-i-nyneshnim-politicheskim-7965_995999.html
Вооруженные силы Молдовы, а также люди, которые добровольно пошли на войну на Днестре, были не просто преданы, они были унижены, оскорблены тогдашним политическим классом, да и нынешним руководством страны, заявил генерал Ион Косташ, занимавший посты министра внутренних дел и министра обороны в начале 90-х годов, в интервью Moldova.ORG, цитируемый Info-Prim Neo.
"В первую очередь надо признать, что конфликт на Днестре начался не в 1992 году, а в 1990-м, в Дубэсарь. Этот факт признал и председатель Государственной думы Геннадий Селезнев в 2005 году. Россия вмешалась в ситуацию в приднестровском регионе еще до 92-го, поскольку существовала "угроза" объединения с Румынией. Люди страдали и до 92-го, хотя этот факт не признается официально", - отметил Ион Косташ.
Генерал подчеркнул, что предлагал указать имена павших в войне на Днестре на Триумфальной арке. По словам экс-министра, официально более 200 человек пали на линии фронта, поэтому общество обязано увековечить их память. Ион Косташ утверждает, что это то немногое, что мы могли бы сделать для погибших и для их семей, которые страдают и по сей день.
На вопрос об освобождении бывшего лидера тираспольской администрации Игоря Смирнова генерал ответил, что Смирнов был освобожден сразу после задержания. "До его ушей дошло, что готовится его арест, и он бежал в Киев. В итоге он был задержан специальной командой, сформированной в Кишинэу. Смирнов ездил в Киев, чтобы встретиться с Кравчуком (Леонид Кравчук, тогдашний президент Украины – наше примечание), он должен был вручить ему петицию, в которой объявлялось, что левобережный регион желает быть включенным в состав Украины", - сказал Ион Косташ.
Генерал заявил, что несмотря на преследование члены команды смогли доставить Смирнова в Кишинэу через Сороку. "Утром, когда я прибыл в столицу, мне позвонил тогдашний президент Мирча Снегур, но, к сожалению, и глава государства, и другие депутаты подписали по чьей-то команде протокол об освобождении Смирнова. Надо было судить его согласно законодательству за все совершенные преступления", - утверждает экс-министр.
Ион Косташ считает, что вина за то, что Смирнов до сих пор оставался несудимым, лежит на прокуратуре. "Без согласия тогдашнего генерального прокурора Думитру Постована Смирнова нельзя было освободить. Очевидно, что приказ поступил сверху, но следовало соблюдать закон и отпускать Смирнова", - отметил Ион Косташ. По его мнению, если Смирнова бы тогда не отпустили, все могло бы повернуться иначе, а приднестровской проблемы сегодня бы не существовало.
Отвечая на вопрос, существует ли в Кишинэу достаточно политической воли для урегулирования приднестровского конфликта, генерал заявил, что молодые люди, пришедшие к власти, не смыслят во многих вещах и не желают прислушиваться к старшим по возрасту. "Не думаю, что они не хотят разрешить конфликт, но они не могут, не знают тонких особенностей этого конфликта, его истории, а в итоге не способны разрабатывать долгосрочные стратегии для воссоединения страны. В урегулировании этого конфликта мы должны полагаться на поддержку международных организаций, в одиночку у нас нет ни шанса на успех", - заключил генерал.
22 февраля Ион Косташ отмечает 68-летие.