logo

У Молдовы имеются многочисленные недочеты в обеспечении добросовестности на уровне государства, исследование


https://www.ipn.md/ru/u-moldovy-imeyutsya-mnogochislennye-nedochety-v-obespechenii-dobrosovestnosti-na-7966_1091070.html

У Республики Молдова имеются многочисленные недочеты в плане обеспечения добросовестности на государственном уровне, и заключаются они в том, что действующее законодательство в чрезмерно общих чертах разъясняет политику, проводимую в отношении собственности. На это указывают результаты исследования „Сектор государственных компаний: коррупционные риски и необходимые реформы”, проведенного центром „Expert-Grup” при поддержке National Endowment for Democracy (NED), передает IPN.

Недостатком является и тот факт, что не сформулированы конкретные ожидания от государственных компаний. Органы центрального публичного управления, наделенные функцией разработки политик, принимают непосредственное участие в управлении госкомпаниями. Функция собственника не сосредоточена в одном учреждении, а разделена между несколькими структурами. Эта функция реализуется совместно с другими органами центрального публичного управления. Правления сформированы исключительно из госслужащих, которые воспринимают назначение в состав правления как способ их финансового поощрения, отметил в ходе презентации исследования его автор Виталие Рапча.

„Отсутствуют процедуры подбора, выдвижения, оценки и увольнения членов правления. В составе правлений нет независимых членов, а действующее законодательство не обеспечивает независимость этих структур. Непосредственная взаимосвязь между вознаграждением администратора и достижением долгосрочных целей отсутствует. Практическая свобода действий, которой обладает исполнительный орган госкомпании, зачастую крайне ограничена, а администратора назначает учредитель”, - добавил Рапча.

Исполнительный директор „Expert-Grup”Адриан Лупушор отметил, что по прошествии 30 лет независимости  сектор государственных предприятий полон теневых интересов, и этот сектор всегда был проблемным. „Нынешние власти обязались провести ряд реформ, которые были предусмотрены и меморандумом с Международным валютным фондом. Я также видел мнение Европейской комиссии, совершенно четко гласящее, что одним из основных требований для начала переговоров о вступлении в ЕС является реформирование госпредприятий”, - подчеркнул Лупушор.

Министр экономики Серджиу Гайбу указал на потребность провести качественную реформу государственных предприятий и на реальную необходимость приватизации. Есть компании, которые являются ключевыми с точки зрения тех или иных стратегических аспектов. В качестве примера министр привел одну из фармацевтических компаний, имевшую возможность обеспечивать хранение вакцин во время пандемии COVID-19. „В конечном счете, в критически важных сферах такие варианты должны быть доступны государству, в то время как в отношении всех остальных, коммерческих, вариантов государство должно придерживаться коммерческого подхода, в том числе находить наиболее подходящий момент для их приватизации для получения максимальных ресурсов”, - пояснил Гайбу.

По словам министра, властям, к сожалению, приходится учиться очень многим новым вещам, идет ли речь о коммерческих предприятиях, которыми следует правильно управлять с корпоративной точки зрения, или даже о госпредприятиях, управляемых правительством. „К сожалению, здесь мы сталкиваемся с очень настороженным отношением, некоторые принципы сохранились еще с советских времен. Мы пока не умеем правильно разграничивать функции внутри организаций, не умеем распределять ответственность так, чтобы эффективность этих процессов росла. Мы, как общество, должны будем этому научиться, внедрить эти принципы не только на уровне государственных коммерческих предприятий, но и в целом, в рамках всей организации госучреждений, идет ли речь о госуслугах или о предприятиях, преследующих коммерческие цели. К приватизации мы должны привлечь не только портфельных, но и профессиональных инвесторов, которые умеют организовать эти отрасли и привнести ноу-хау, современные технологии и действующие механизмы”, - считает Серджиу Гайбу.

Заместитель директора Агентства публичной собственности Татьяна Савва указала, что за последние 30 лет было представлено мало отчетов с проверенными данными, которые описывали бы реальное положение дел на госпредприятиях и внутри государственных акционерных обществ. „Мы говорим о приватизации и о том, что государство плохо управляет госсектором. Действительно, у частного сектора имеется больше рычагов, больше свободы в управлении имуществом, при создании добавленной стоимости. Это не значит, что если в госсекторе работают хорошие, хорошо оплачиваемые управляющие, заинтересованные в развитии своего предприятия, то сильно хороших результатов у них быть просто не может. На протяжении последних лет стекольный завод нес убытки, но после смены управляющего, всего за год, предприятие принесло прибыль и покрыло убытки. В то же время есть госпредприятия с более низкой эффективностью”, - рассказала Савва.

Как показывает статистика, вклад государственных компаний в ВВП в 2020 году составил около 15%, снизившись за последнее десятилетие на 6%. В 2020 году в государственных компаниях было занято 10,5% всех работников предприятий. Органы центрального и местного публичного управления имеют возможность учреждать государственные компании.