logo

У Кишинева нет механизмов, которые позволяли бы горожанам заниматься садоводством, исследование


https://www.ipn.md/ru/u-kishineva-net-mekhanizmov-kotorye-pozvolyali-by-gorozhanam-zanimatsya-sadovods-7967_1090822.html

Город Кишинев не располагает каким-либо механизмом, который позволял бы его жителям заниматься садоводством как индивидуальной или коллективной практикой, давал бы им доступ к земле, а городское сельское хозяйство не фигурирует в стратегии развития города. Об это свидетельствуют результаты исследования в области общественной политики „Городское садоводство в Кишиневе: от наказания к поощрению”, проведенного Институтом европейской политики и реформ (ИЕПР), в партнерстве и при финансовой поддержке Фонда Сороса в Молдове, сообщает IPN.

Согласно документу, в условиях отсутствия законного муниципального механизма и концепции удовлетворения этой потребности, с одной стороны, мы наблюдаем рост неформального садоводства, а с другой – сокращение земель, пригодных для садоводства, которые выводят из сельскохозяйственного и просветительского оборота и превращают в участки под жилую и коммерческую застройку.

Исследование показало, что 80% жителей Кишинева проживают в многоквартирных домах, а площади сельскохозяйственных угодий и территорий, пригодных для садоводства, сокращаются. Хотя большинство жителей города не имеют доступа к территориям для садоводства, многие горожане практикуют неформальное садоводство.

В то же время 92% опрошенных считают, что в Кишиневе можно выращивать фрукты и овощи, у 78% респондентов есть соседи или знакомые, которые занимаются садоводством в черте города, 64% практикуют различные формы садоводства (36% – на балконе, 35% – в личном саду, 9% – в саду во дворе многоквартирного дома, 6,5% – на участке, расположенном в отдалении от двора дома). Еще 10% опрошенных сообщили, что они хотели бы заниматься садоводством, но им просто негде.

30% респондентов заявили, что садоводством они занимаются ради выращивания продуктов питания, 29% – ради развлечения, 17% – чтобы научиться садоводству, 9% – ради озеленения города, 6% – чтобы внести свой вклад в городское благоустройство, 3 % – ради общения с другими садоводами, а еще 3% опрошенных сообщили, что для них садоводство является терапией, отдыхом и связью с природой.

Авторы исследования рекомендуют, чтобы в основу муниципальной политики в области городского сельского хозяйства легли три приоритетных измерения: социальное, экономическое и экологическое. Экологическое измерение скорее является междисциплинарным: помимо социальных выгод, оно стремится обеспечить и выгоды для окружающей среды. Так, в Париже, в рамках программы городского садоводства в общественных садах, действует „Зеленая карта”, которую садоводы должны подписать, если они желают пользоваться  участками в таких садах. В „Зеленой карте” прописаны принципы экологичного сельского хозяйства, которых должны придерживаться садоводы на территории общественных садов. Это означает, что, помимо того, что эти сады озеленяют город, они еще и способствуют сокращению выбросов CO2.