logo

Требование учреждения о том, чтобы на запросах о доступе к информации обязательно стояла подпись – необоснованно, эксперт


https://www.ipn.md/ru/trebovanie-uchrezhdeniya-o-tom-chtoby-na-zaprosakh-o-dostupe-k-7967_1045496.html

Национальный орган по неподкупности (НОН) отмечает, что петиции, поступающие к нему в электронном виде, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к электронным документам, – в том числе, они должны иметь цифровую подпись, в соответствии с действующим законодательством. Если обращение направляется на бумажном носителе, оно должно иметь подпись руководителя учреждения-заявителя. Такие разъяснения дал начальник Службы взаимодействия и связей с общественностью НОН Виктор Молошаг после того, как Информационное агентство IPN обратилось к руководству НОН с просьбой прокомментировать деятельность Национального органа. Редакция отмечает, что запрос был составлен на бланке Агентства, с указанием контактных данных его директора.

С другой стороны, Зинаида Гяцэ, координатор программ в Департаменте политики и законодательства в области СМИ, действующем в рамках Центра независимой журналистики, утверждает, что требование учреждения о том, чтобы на запросах о доступе к информации обязательно стояла подпись, является необоснованным и может быть истолковано как затягивание или уклонение от ответа.

Начальник Службы сослался на пресс-релиз, размещённый на сайте НОН, отметив, что речь идёт об обращении к заявителям, в том числе средствам массовой информации, о том, чтобы запросы на получение информации отвечали требованиям законодательства, предъявляемым к процессу подачи петиций. Поскольку на адрес Национального органа „поступают петиции, которые, к сожалению, не могут быть переданы инспекторам для проработки, потому что они не соответствуют требованиям законодательства и не могут служить в качестве юридических оснований”.

При анализе содержания материала НОН, на который была дана ссылка, складывается впечатление, что он относится не к запросам на доступ к информации, поступающим от средств массовой информации, а к петициям (заявления, предварительные заявления, запросы о доступе к информации, обращения, жалобы и т.д.). „Прочтите это обращение, оно размещено и в разделе „Объявления”. Это обращение следует сделать ещё раз – если в электронном виде, то с цифровой подписью, как это предусмотрено законом, если на бумаге – то должна быть подпись руководителя учреждения. Мы не делаем исключений. У нас установлено это правовое положение, которое необходимо соблюдать”, - заявил Виктор Молошаг.

Источник также отметил, что все запросы, направляемые в НОН, должны быть зарегистрированы в приёмной и не рассматриваться в качестве анонимных. По словам Виктора Молошаг, „были случаи, когда от имени информационных агентств, на бумаге или по электронной почте, поступали запросы, которые на самом деле были не от них”. Корреспондент IPN предложил договориться о проведении интервью, но начальник Службы попросил заново направить соответствующий запрос. В итоге начальник Службы согласился назначить дату интервью и обещал перезвонить позднее.

Отвечая на вопрос IPN, эксперт в области СМИ Зинаида Гяцэ отметила, что госслужащие склонны рассматривать запросы о доступе к информации в качестве петиций и, соответственно, обрабатывать их в соответствии с законом о подаче петиций, что является ошибкой. Так, часть c) статьи 12 Закона о доступе к информации чётко предусматривает, что запрос должен содержать сведения, удостоверяющие личность лица, запрашивающего информацию. Тот же законодательный акт предусматривает в статье 15, что письменные запросы о доступе к информации регистрируются в соответствии с законодательством о реестрах и о подаче петиций. В то же время статья 10 Закона о подаче петиций предусматривает, что петиции должны быть подписаны автором, с указанием его фамилии, имени и места жительства.

„Следует отметить, что при регистрации запроса в реестре туда не вносится собственноручная или цифровая подпись. Поэтому требование учреждения о том, чтобы на запросах о доступе к информации обязательно стояла подпись, является необоснованным и может быть истолковано как затягивание или уклонение от ответа”, - утверждает эксперт.

По словам Зинаиды Гяцэ, статья 8 Закона о Кодексе поведения государственного служащего предусматривает, что государственный служащий, в соответствии с возложенными на него обязанностями и согласно законодательству о доступе к информации, обязан обеспечивать активное, правильное и своевременное информирование граждан по вопросам, представляющим общественный интерес; обеспечивать свободный доступ к информации; соблюдать предусмотренные законом сроки предоставления информации.

Кроме того, он должен осознавать тот факт, что информационные агентства служат общественным интересам и обеспечивают быстрое, правильное и точное информирование общества. Задачей чиновника является предоставлять им запрашиваемую информацию в максимально сжатые сроки. По мнению эксперта, таких случаев можно избежать, если госслужащие больше не будут рассматривать запросы о доступе к информации сквозь призму Закона о петициях. По словам Зинаиды Гяцэ, эти требования могут быть истолкованы как уклонение от ответа или затягивание.