Сосредоточение стратегии Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК) и Генеральной прокуратуры только на восстановление растраты является ошибкой, поскольку в случае банковского мошенничества должен существовать компонент, касающийся расследования действий государственных органов. Такое мнение высказал экономический эксперт Expert-Grup Серджиу Гайбу в рамках телевизионной передачи „Черный ящик” телеканала TV8, передает IPN.
По его словам, эта стратегия должна также включать в себя то, как действовали различные государственные учреждения и высокопоставленные лица, как они реагировали, что они делали до тех пор, пока появилась гарантия, предоставленная правительством, и после обнаружения финансовой дыры. Кроме того, Серджиу Гайбу задается вопросом, почему эта стратегия не появилась раньше, учитывая, что представители прокуратуры и НЦБК заявили, что они знают более подробную информацию, чем сообщил KROLL в своем первом докладе.
Кроме того, по словам Серджиу Гайбу, Парламент не предпринял никаких действий по банковскому мошенничеству. „Парламент как институт должен инициировать такое расследование, и его цель состоит не в том, чтобы выяснить, кто действительно допустил ошибку, а в том, какие процедуры допустили присвоение в таких пропорциях”, - продолжил эксперт.
Экономический эксперт Серджиу Тофилат говорит, что в течение трех с половиной лет, прошедших с момента обнаружения банковского преступления, прокуроры не смогли проверить кредитный портфель в каждом из трех банков. „У каждого банка есть портфель кредитов, их нужно проверять, чтобы узнать, какие из них являются обычными кредитами, а какие кредиты являются мошенническими, а из них можно рассчитать фактическую сумму ущерба, которая может быть выше официально объявленной 13 млрд. леев. Необходимо на деле проверить кредитный портфель в каждом из этих трех банков, тогда можно будет определить, сколько денег было выведено из банковской системы”, - сказал Серджиу Тофилат. По его словам, рулоны не исчезают, они хранятся в Национальном банке.
Член проекта „Zeppelin Investigation” Вячеслав Балакчи считает, что список тех, кто должен быть привлечен к ответственности за кражу миллиарда, намного длиннее. В то же время это мошенничество в банковской системе началось еще в 90-х годах, но только аппетит тех, кто воспользовались деньгами в начальный период, был намного ниже, чем после 2007 года, когда были зарегистрированы потери в крупных размерах. Он сказал также, что не совсем правильно завершить период расследования ноябрем 2014 года, так как банковское мошенничество продолжалось и после этого.