logo

Синдром 9 мая и короткая память народа, растрелянного в Фынтына-Албэ. Op-Ed Анатола Цэрану


https://www.ipn.md/ru/sindrom-9-maya-i-korotkaya-pamyat-naroda-rastrelyannogo-v-fyntyna-albe-op-ed-ana-7978_1103748.html

 

 

Сегодня потомки этих людей находятся в неведении исторической правды, они стали жертвами российской пропаганды и искренне верят, что 9 мая они действительно были освобождены. На самом деле те, кто призывает молдаван праздновать 9 мая освобождение, по сути, готовят им очередную кровавую бойню и иго новой оккупации со стороны захватнической империи...

 

Анатол Цэрану
 

Приближается 9 мая и на улицах Кишинева снова выстроятся колонны потомков „освободителей”, демонстративно носящих георгиевские ленточки, которыми увешены вторгшиеся сегодня в Украину российские агрессоры. Россия - единственная страна в мире, которая в годовщину капитуляции гитлеровского фашизма не оплакивает миллионы жертв Второй мировой войны, а празднует войну и „хочет повторить ее”. В то время, когда мир после победы над фашизмом максимально институционализировал безопасность, проводил денацификацию и размышлял обо всех ужасах войны, кремлевский режим вкачивал в своих граждан как можно больше ненависти и милитаризировался.

Переписанная мифологическая история победы

После распада Советского Союза попытка демократизировать и модернизировать российское общество в целом провалилась, а зависимость российской экономики от экспорта сырья возросла, что усилило ее технологическую слабость. В условиях, когда не удалось предотвратить сползание России на уровень сырьевой аннексии в рамках международной экономики, для политического выживания кремлевскому режиму ничего не оставалось, кроме как превратить страну в символическую виртуальную мировую державу. Таким образом, россиянам была предложена идея восстановления империи, которая, в конце концов, превратилась в искушение для униженного и растерянного населения, которому власть не могла предложить ничего, кроме участия в мифологизированном величии. Неудивительно, что имперская гордость господствует сегодня в российском обществе, тем более что это общество само подвергается унижению и поборам в повседневном общении с государством. У большинства россиян обида за униженное „я” заменяется принятием внешней агрессии, и большинство из них принимают эту замену.

Кроме того, в целях контроля сознания россиян, в путинской России была монополизирована победа над гитлеризмом и сконструирована мифологическая история, переписанная в интересах Кремля. Следовательно, российский общественный мейнстрим воспринял 1991 год не как освобождение от проклятия имперского менталитета и страшного советского террора, а как потерю „великой страны-победительницы”, которую до сих пор оплакивает большинство россиян. В полном согласии с этим российским коллективным менталитетом Путин назвал распад Советского Союза „величайшей геополитической трагедией ХХ века”, хотя на самом деле эта предполагаемая трагедия завершилась освобождением десятков народов от колониального ига Москвы.

Ответ на знаменитый вопрос Евтушенко

Настоящим кощунством, к которому прибегнул кремлевский режим, стала бредовая трансформация смысла Победы над фашизмом в аргумент для оправдания российской агрессии в Украине. Так же как из символа боли и памяти, георгиевская лента превратилась в символ братоубийственной войны, в отличительный знак российского оккупанта. Российская пропаганда создала в воображении многих виртуальное продолжение Великой отечественной войны в виде войны в Украине, где место „фашистов” заняли украинцы, а героями-освободителями выступили злодеи-убийцы из Бучи. И значение Дня победы приобрело отрицательную коннотацию - теперь он несет не мир, а горе и войну, и ответ на знаменитый вопрос Евтушенко „хотят ли русские войны”, уже является утвердительным.

В этих новых исторических условиях возникает необходимость ответственного осознания факта, касающегося символического дня 9 мая, который стал жертвой этой гигантской фальсификации, устроенной реваншистской империалистической пропагандой Москвы. В результате, даже невинная георгиевская лента стала символом не только и не столько воинской славы и благодарности героям, сколько конкретных политических предпочтений, связанных с агрессивным и карательным империализмом, а в постсоветских странах - лояльности к Москве, а не своему государству. А в Республике Молдова символика георгиевской ленты переродилась в образ колорадского жука, все чаще превращаясь в знак антинациональной пятой колонны.

Не один, а два „Марша победы”

Но прокремлевские силы в Республике Молдова не хотят сдаваться, они продолжают бросать вызов как здравому смыслу, так и национальной безопасности. Недавно в Бельцах группа социалистов во главе со своим лидером Додоном, демонстративно носящая „колорадскую” ленту на груди, прошла маршем к монументу с танком, у которого возложила цветы. Председатель ПСРМ напомнил, что в 2024 году исполняется 80 лет со дня того, что он назвал освобождением Молдовы от фашистской оккупации. „Убежден, что в этом году мы должны организовать два Марша победы - 9 мая и 24 августа, в годовщину освобождения Кишинева в ходе Ясско-Кишиневской операции”, - заявил Игорь Додон.

Без всякого сомнения, марш додонистов 9 мая этого года будет прекрасно синхронизирован с торжеством имперского значения, который будет проходить в Москве в тот же день. А в Кишиневе мероприятие 9 мая будет иметь четкий электоральный подтекст в свете выдвижения на президентских выборах в Республике Молдова кандидата Москвы и, как следствие, проимперской пятой колонны. А послание, которое этот марш советских ностальгистов и российского агента в Молдове пошлет молдавскому обществу, было недвусмысленно сформулировано самим Додоном - „наши уже близко”.

„Фынтына албэ” – забытая „Катынь” нашего народа

Колорадо-шоу товарищей Додона в Бельцах всего на несколько дней опередило годовщину одного из самых трагических событий в истории нашего народа - резни в Фынтына Албэ 1 апреля 1941 года. В тот пасхальный день 3000 румын-молдаван оделись в праздничную одежду, выстроились в стройные ряды, возглавленные священниками, и с иконами и флагами направились к границе с Румынией, возведенной Советским Союзом, пытаясь спастись от гнета русско-советских оккупантов. Большинство из этих 3000 румын из Буковины погибли 1 апреля 1941 года, скошенные пулеметами „освободителей” только потому, что хотели покинуть территорию, оккупированную Красной армией и вернуться на родину, от которой они были насильно оторваны в июне 1940 года.

Мало кто в Кишиневе вспомнил 1 апреля о Фынтына Албэ - настоящей Катыни нашего народа. Вместо этого в Бельцах промосковские социалисты в полном составе устроили генеральную репетицию 9 мая. Молдавские власти должны учиться у России значению истории в процессе построения национальной идентичности посредством государственной политики. Иначе как объяснить, что до сегодняшнего дня внушительное количество молдавских граждан, в отсутствие сильной и системной государственной политики национального освобождения, верят и утверждают, что „с русскими было лучше”. И это восприятие сохраняется в коллективной памяти, несмотря на реальность, когда тысячи наших соотечественников были безжалостно расстреляны из пулеметов русско-советскими оккупантами, как это произошло в Фынтына Албэ, сотни тысяч умерли от голода, организованного оккупационным режимом, сотни тысяч были депортированы безвозвратно в Сибирь, а миллионы румын-молдован были манкуртизированы посредством жестокой политики денационализации.

Идеи и ресурсы для познания истины

Сегодня потомки этих людей находятся в неведении исторической правды, они стали жертвами российской пропаганды и искренне верят, что 9 мая они действительно были освобождены. На самом деле те, кто призывает молдаван праздновать 9 мая освобождение, по сути, готовят им очередную кровавую бойню и иго новой оккупации со стороны захватнической империи.

А проевропейские власти должны осознать, что необходимо не только ограничить распространение российской пропаганды, но и развивать идеи и ресурсы, способные внушить коллективному разуму молдавского общества правду о наших подлинных национальных интересах.


 
Анатол Цэрану
доктор исторических наук, политический коментатор

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.