Недавно министр финансов Октавиан Армашу заявил, что из украденного „миллиарда” ничего не возвращено. Председатель парламента Андриан Канду не согласился с такой формулировкой. Авторы новой статьи Sic! отмечают, что один из них манипулирует, а другой говорит правду.
В статье говорится, что 466 дней назад, спустя несколько дней после ночного утверждения кабинета министров, премьер-министра Павла Филип обещал установить панно, на котором „ежедневно все могли бы видеть, сколько денег удалось вернуть...”. Не прошло и полгода, и на веб-сайте Министерства финансов появилась простая таблица, о которой многие эксперты сказали, что является манипулирующей. Проблема в том, что данные из таблицы не представляют информацию о „возврате украденных активов” как утверждается, а о ликвидации обанкротившихся банках. В июне 2016 года министерство не опровергло информацию. На прошлой неделе неправительственная организация CPR-Moldova повторно потребовала от Министерства финансов реальную информацию.
В своем обращении CPR-Moldova объясняет, почему деньги, полученные от ликвидации трех обанкротившихся банков – Banca Socială, Unibank и Banca de Economii – не могут рассматриваться как „возврат украденных активов”. Эти коммерческие банки владели многими активами - объектами недвижимости по всей стране, залогами, строительством, оборудованием и др. В процессе ликвидации они продаются на аукционах, а доходы переходят государству для погашения срочного кредита, предоставленного Национальным банком для спасения трех банков, которые в конечном итоге все равно обанкротились. Однако, эти деньги, отмечают авторы статьи, не являются частью процесса возврата украденных активов, так как указано в таблице. Поэтому, естественно, эти суммы не являются частью обещания, данного премьер-министром Филипом 466 дней назад.
Проблему подтвердил министр финансов Октавиан Армашу: „[Панно миллиарда] - это возвращенные деньги на данный момент для погашения срочного кредита. Пока ничего не было возвращено из украденных денег, потому что работает Кролл”. Однако, у Андриана Канду другое мнение: „Говорить, что деньги, полученные из ликвидации банков, не компенсируют мошенничество, неправильно. То панно или та информация, которая есть на веб-сайте Министерства финансов, актуальна и важна”.
„Кто, однако, врет? Поскольку есть явное противоречие между заявлениями министра и спикера (последний даже сделал замечание Армашу), одно ясно: один из них манипулирует, а один говорит правду”, - отмечают авторы Sic!. Для того чтобы прояснить ситуацию, авторы попросила экономиста Думитру Викола высказаться по этому поводу. „Я хотел бы сделать аналогию с простой булочной. Давайте представим, что воры крадут оборудование из пекарни и предприятие находится на грани закрытия. Поскольку владелец не надеется на полицию, берет у родственников определенную сумму, чтобы покрыть все расходы, связанные с заработной платой и компенсациями для работников. Уволенные сотрудники не несут никакой вины, и должны получить зарплату. Владелец возвращает часть кредита из продажи оставшегося оборудования, находящегося в собственности предприятия”, - заявил экономист.
По его словам, возвращение денег не происходит за счет возвращения украденного имущества, а за счет средств, проданных на аукционе предприятием, находящимся в процессе ликвидации. В случае с украденным миллиардом ситуация аналогичная.
Экономист Виорел Рошкован обобщает эту проблему таким образом: „В сущности, был украден миллиард, [пострадавшие] банки стали слабыми, поэтому государство выдало гарантии, чтобы укрепить эти банки. Впоследствии, банки продаются и гарантии возвращаются государству. Но миллиард все равно остается украденным...”.
Полный текст статьи можно прочитать на странице sic.md. Sic! это проект Информационного агентства IPN, реализованного при поддержке Фонда Сороса в Молдове.