Штрафы за коррупцию должны быть увеличены и сопоставимы как с реальными доходами и имуществом виновника преступления, так и с масштабом полученной им неправомерной выгоды, а также с причиненным ущербом. При этом виновные в коррупционных преступлениях должны быть лишены права занимать любую государственную должность. Таковы рекомендации авторов исследования, разработанного при поддержке проекта ПРООН в Молдове, - передает IPN.
Авторы исследования - международный эксперт по борьбе с коррупцией Тильман Хоппе и национальный эксперт Лилиан Апостол. Авторы отмечают, что законодательство большинства стран региона предусматривает максимальные наказания за тяжкие коррупционные преступления. В то же время штрафы воспринимаются как гораздо более эффективные наказания, чем сроки лишения свободы. И в Республике Молдова, согласно исследованиям Национального антикоррупционного центра, штрафы применяются в 71% случаев коррупционных правонарушений, а суды применяют „реальные” тюремные сроки не более чем в 16% всех случаев.
Авторы исследования рекомендуют отказаться от практики сокращения наполовину сумм штрафов, применяемых за некоторые мелкие или менее серьезные преступления, если их погашают самое большее в течение 72 часов с момента вступления решения в силу. По их мнению, снижение на 50% является чрезмерным в контексте борьбы с коррупцией.
Эксперты ссылаются и на возможности создания специализированных антикоррупционных судов. Во многих странах этот механизм позволяет отбирать наиболее способных судей для рассмотрения дел о коррупции и / или тех, кто постоянно проходит обучение в этой области, а для ускорения рассмотрения дел о коррупции многие юрисдикции устанавливают крайние сроки.
В исследовании отмечается, что в Республике Молдова суды общего права перегружены, особенно крупномасштабными коррупционными делами: известные обвиняемые, фигуранты коррупционных дел, нанимают в среднем шесть разных адвокатов. Те используют все возможные способы, чтобы затянуть и воспрепятствовать проведению судебного процесса. В этих условиях очевидно, что суд общего права с большим объемом дел и с ограниченным графиком для рассмотрения дел перегружен работой и склонен уступить как минимум некоторым тактикам, используемым адвокатами защиты, - заявляют авторы исследования.