logo

Россия использует последний патрон для дестабилизации Молдовы. Op-ed Анатола Цэрану


https://www.ipn.md/ru/rossiya-ispolzuet-posledniy-patron-dlya-destabilizatsii-moldovy-op-ed-anatola-7978_1110443.html

Начав военное вторжение в Украину в феврале 2022 года, путинская Россия уже через несколько недель видела себя победительницей. Следующей легкой мишенью должна была стать Республика Молдова. Но Украина оказала сопротивление и перевернула с ног на голову империалистический проект восстановления империи, основанный на концепции так называемого русского мира. Будучи вынужденной отказаться, по крайней мере на данный момент, от военного вторжения, Россия максимально активизировала гибридную войну против Республики Молдова, применяя комплексную стратегию, основанную на сочетании экономических, политических, информационных и социальных средств для дестабилизации и влияния на молдавское государство. Этот подход является частью более широкой российской тактики в восточноевропейском регионе, используемой для расширения своего влияния на бывшие советские республики.

Среди компонентов гибридной войны России против Республики Молдова особое место занимает экономическое давление. Пользуясь экономической зависимостью Молдовы от российского рынка - зависимостью, унаследованной от советского колониального прошлого и преступно поддерживаемой большинством кишиневских правительств в постсоветский период, - Москва без колебаний прибегает к эмбарго на молдавский экспорт, особенно сельскохозяйственной продукции и вин. Она также использовала тактику манипулирования ценами на газ и другие энергоресурсы в качестве рычагов политического влияния. И наконец, что не менее важно, она оказывала экономическую поддержку сепаратистскому региону Приднестровья, чтобы ослабить авторитет центрального правительства из Кишинева.

Поддержка сепаратистских движений всегда была излюбленной стратегией Москвы по удержанию Республики Молдова в сфере своего влияния. На протяжении более чем тридцати лет Приднестровье остается ключевым регионом в этой российской стратегии, которая реализуется путем сохранения приднестровского конфликта в замороженном состоянии, чтобы ограничить способность Молдовы переориентироваться на европейские структуры. Этой же цели служит и поддержка пророссийских группировок в Гагаузии, другом регионе Республики Молдова с сепаратистскими предпосылками, с целью подорвать внутреннюю стабильность и затормозить европейский курс.

Тем не менее, использование Москвой экономического шантажа путем введения бесконечных торговых эмбарго на протяжении многих лет имело обратный эффект. Республика Молдова переориентировала свой экспорт на европейские рынки, хотя эта переориентация происходила медленно и имела серьезные экономические издержки. Однако, в конечном итоге, молдавский экспорт освободился от удушающей зависимости от российского рынка, а конкурентоспособность молдавской экспортной продукции выросла в геометрической прогрессии, адаптировавшись к высоким стандартам качества европейских рынков. Только энергетический сектор продолжал держать Молдову в плену российского экономического шантажа.

Война в Украине, однако, радикально изменила условия решения проблемы и в энергетическом секторе. К изумлению Москвы, Республика Молдова, при огромной помощи Румынии и ее партнеров по ЕС, стала независимой от российского „Газпрома” и начала получать весь необходимый ей газ из альтернативных источников.

Правда, правый берег Днестра по-прежнему сильно зависит от электроэнергии, производимой Кучурганской электростанцией, которая до вчерашнего дня работала на российском газе, не оплаченном сепаратистским режимом Тирасполя. Но даже в этом аспекте Кишинев готовится обрести энергетический иммунитет благодаря строящимся соединениям с румынской и европейской энергосистемами. Эта перспектива побудила Москву активизировать свои усилия по дестабилизации Республики Молдова не только экономическими, но и гибридными методами ведения войны.

Для Республики Молдова война в Украине проявилась в беспрецедентном усилении пропаганды и дезинформации со стороны российских средств массовой информации и социальных сетей с целью распространения благоприятных для Кремля нарративов и поляризации молдавского общественного мнения. Основное внимание уделялось продвижению антирумынского, антиевропейского и антинатовского дискурса, чтобы тем самым попытаться подорвать поддержку европейской интеграции со стороны большинства молдавских граждан. Особенно интенсивно использовалась дискредитация прозападных лидеров и продвижение пророссийских политиков и партий в Республике Молдова.

Вмешательство российских спецслужб в политическую жизнь Республики Молдова стало максимальным. Политическое манипулирование путем вливания огромных финансовых ресурсов в поддержку политических партий и организаций, продвигающих российские интересы, приобрело невиданные ранее масштабы.

Осуществлялось незаконное финансирование избирательных кампаний и пророссийских политиков, вовлечение в преступные методы политической коррупции на выборах посредством дезинформации и влияния на демократический процесс, чтобы перекроить его в пользу интересов Кремля. Использовались тоталитарные методы воздействия на молдавскую диаспору в России с целью оказания давления на Правительство в Кишиневе и радикального подрыва молдавского избирательного процесса.

Стратегические цели России в продвижении гибридной войны в Республике Молдова направлены на то, чтобы не допустить вступления молдавского государства в Европейский Союз, а в будущем и в НАТО, и удержать его в российской сфере влияния. Важность ситуации с Республикой Молдова заключается в создании прецедента для других государств региона, стремящихся к независимости от Москвы. По этой причине Кремль принимает активное участие в дестабилизации Республики Молдова посредством гибридной войны, выделяя значительные ресурсы, в том числе финансовые, для достижения своих целей.

Об эффективности политики Москвы в дестабилизации молдавского общества говорят результаты проевропейского референдума осенью прошлого года, а также президентских выборов, проваливших внутри страны поддержку европейского курса. Ситуацию спасло голосование молдавской диаспоры на Западе, но результат, зафиксированный на территории Республики Молдова, значительно подрывает оптимизм европеистов в перспективе парламентских выборов этого года. Эти выборы рассматриваются как решающие для будущего молдавского государства, особенно в контексте отношений с Россией и европейского пути.

Сохранение проевропейского правительства в течение еще одного избирательного цикла, безусловно, сделает европейскую ориентацию Молдовы необратимой и будет способствовать ее окончательному отрыву от российского влияния.

Эта перспектива полностью осознает стратегию Кремля, который бросает на борьбу за свое доминирование в Республике Молдова все без исключения имеющиеся ресурсы. Дошло до того, что пришлось принести в жертву сепаратистское Приднестровье, отключить его от российского газа, который до вчерашнего дня поставлялся в Тирасполь без какой-либо оплаты, чтобы создать энергетический кризис вкупе с гуманитарным, и тем самым увеличить недовольство граждан действующей властью в Кишиневе.

 Не исключается и тот вариант, что Москва будет стимулировать процесс формальной реинтеграции Приднестровья в состав Республики Молдова с целью привлечь на избирательные участки приднестровских избирателей, зараженных на протяжении более тридцати лет пророссийской пропагандой, тем самым повлияв на результаты будущих выборов в Парламент. В этом контексте, парламентские выборы 2025 года рассматриваются как последняя крупная возможность для Москвы подтвердить свое влияние в Республике Молдова и замедлить или даже остановить проевропейскую ориентацию молдавского государства.

В этих условиях крайне важно, чтобы проевропейские власти и гражданское общество проявляли бдительность и обеспечивали свободный и справедливый избирательный процесс на предстоящих парламентских выборах, устойчивый к дестабилизирующим внешним влияниям.

Гибридная война России против Молдовы остается серьезной проблемой, но создание предпосылок для массовой мобилизации проевропейских сил внутри страны, так же, как и международная поддержка, предоставляют Кишиневу необходимые ресурсы для противостояния этому давлению со стороны России, обеспечивая необратимость европейской ориентации Республики Молдова.