Россия финансирует некоторых экономических агентов приднестровского региона и говорить, что она оказывает гуманитарную помощь населению неверно. Интервью Info-Prim Neo исполнительного директора „Promo-Lex” Александру Постикэ
https://www.ipn.md/ru/rossiya-finansiruet-nekotorykh-ekonomicheskikh-agentov-pridnestrovskogo-regiona--7965_969718.html
[- Как Вы прокомментируете порядок распределения денег из гуманитарной помощи, предоставленной приднестровскому региону Российской Федерацией?]
- Вызывает сожаление тот факт, что власти Российской Федерации продолжают поддерживать незаконный режим в восточном регионе Республики Молдова, насильственно введенный почти 18 лет назад. Вновь нужно напомнить обществу Молдовы и международному сообществу, что этими действиями Российская Федерация признает, что де-факто удерживает контроль над приднестровским регионом Молдовы, влияя на ход событий. В этом контексте, молдавское общество и власти государства являются теми, кто должен настаивать на изменении статуса „посредника”, „миротворца” или „страны гаранта”, которым была наделена Российская Федерация сразу же после молдавско-российской войны 1992 года.
Гуманитарная помощь, как и организация и проведение выборов, в каком либо регионе РМ, без согласия и координации действий с конституционными властями представляют собой грубое отклонение от норм и принципов международного права. Подобные ситуации нельзя расценить по иному, кроме как вмешательство во внутренние дела государства, однако, власти Кишинэу стерпели этот произвол. Если абстрагироваться от того, что гуманитарная помощь, напрямую предоставленная Российской Федерацией приднестровскому региону на много превышает стоимость и объем, предоставленный для всей страны, то можно допустить, что речь идет о благородной цели, преследуемой российским „посредником”. Однако, становится заметным, что население региона не хочет более терпеть подобную ситуацию и это выражается многочисленными реакциями. В качестве организации, которая осуществляет свою деятельность в регионе, будучи в постоянном контакте с многими людьми и группами, подтверждаем возмущение людей, большинство которых боятся выразить его открыто.
[- Что именно вызывает у людей возмущение?]
- Во-первых, нужно чтобы все знали, что происходит в приднестровском регионе страны. Сегодня крестьянские наделы и угодья сельских населенных пунктов всего региона, большей их частью „сданы в аренду” предприятиям сроком на 99 лет (!!!). Жители Приднестровья предполагают, что гуманитарная помощь, якобы предназначенная для населения на самом деле распределяется тем же патронируемым предприятиям региона. Не исключаю того, что речь может идти о четко отработанном сценарии. Изначально, крестьянские земли были подарены этим предприятиям, кредитуемым из регионального бюджета, а сейчас получают и международную гуманитарную помощь, в частности из России. Таким образом, рядовые жители региона были намеренно лишены значительной собственности (акций в крупных предприятиях региона, недвижимости или земли), юридической защиты и не имеют элементарных прав и свобод. Это создало для них невыносимые условия, и они вынуждены покидать эти территории. Возможно, именно это и было целью, тех, кто организовал и сохраняет репрессивное состояние в восточном регионе Молдовы.
[- По Вашему мнению, Москва в курсе этой вероломной схемы дележа денег?]
- Несомненно, распределение гуманитарной помощи в регионе ведется нетранспарентно, но Москва в курсе происходящего. У меня есть причины думать, что именно политические мафиозные группы из российской столицы дали согласие на эти далеко не чистые дела. И, возможно, не без определенной личной выгоды. Но знайте, что население отдает себе отчет в том, что подобными путями, те, кто контролируют территорию, вместе с заинтересованными лицами из Российской Федерации пользуются ситуацией. Полагаем, что речь идет о явном обогащении за счет людей, которые пострадали от стихийного бедствия, что, по сути незаконно.
[- В конечном счете, есть какое-нибудь общественное учреждение в Молдове или России, имеющее право проверить порядок расходования этих денег?]
- Ответственность за мониторинг таких процессов возлагается в первую очередь на сторону, которая предоставила гуманитарную помощь. Она должна проверить, не украдены ли эти деньги. Вспомним, однако, что Россия “обжигалась” и ранее (намеренно или нет), предоставляя общественные деньги приднестровскому региону. Проводились открытые консультации по незаконному порядку расходования денег. Но, как видите, абсолютно ничего не произошло. Напротив, „помощь” продолжает поступать..., а это освобождает нас от необходимости предполагать, куда спрятался вор. Более того, в последнее время была предоставлена помощь и из международных источников, что, или же используется местной пропагандой, как „аргумент” признания международными организациями, или же продвигается идея, что помощь оказывается Российской Федерации или же она получена при поддержке России.
[- Вы говорите, что это схема по отмыванию денег. Кто, по Вашему мнению, ею управляет и как?]
- Российская сторона знает и принимает такой порядок распределения гуманитарной помощи конкретным экономическим агентам. А теперь об именах... Односторонним решением Игоря Смирнова, огромные сельхозугодия были нетранспарентно и без предварительного предупреждения были изъяты из собственности простых граждан, а затем „подарены” экономическим агентам, лояльных сепаратистскому режиму. Именно эти экономические агенты, располагающие крупными земельными наделами, пользуются сейчас гуманитарной помощью и подозрительно выгодными российскими кредитами. Следовательно, вывод прост: Российская сторона финансирует определенных экономических агентов из приднестровского региона и говорить о том, что Россия оказывает гуманитарную помощь населению неверно. Иначе говоря, у нас есть еще одно доказательство того, что Москва субсидирует незаконный режим в приднестровском регионе.
[- Как Вы объясняете тот факт, что три просмирновские партии: „Патриотическая партия Приднестровья”, „Республика” и „Народная воля Приднестровья”, также выразили несогласие в связи с этой ситуацией и даже предложили пересмотреть механизм распределения „помощи” ?]
- Не будем наивными! Позиция трех „политических партий” ни что иное, как политический маскарад, цель которого показать, что эти группы, якобы беспокоит бедность простых людей, которые иногда и голосуют. Если поверить, что сейчас эти так-назваемые партии искренне выступают против несправедливого распределения помощи, сразу же возникает вопрос: Почему они не были такими заботливыми, когда Смирнов решил лишить людей их сельхознаделов? Эти земли были у них просто-напросто конфискованы, а их усилия вернуть свою собственность игнорируются в регионе.
Если допустить абсурдную мысль, что Москва не является соучастником в этом деле... Уверяю вас, что в этом случае, после сигнала этих трех партий, реакция Москвы как „донора” уже была бы крайне жесткой. Вы заметили какую-нибудь реакцию? Я, - нет.
[- Что побуждает Москву терпеть этот произвол, в чем ее интерес?]
- На самом деле посредством этой „помощи”, Россия нашла способ финансировать незаконный Тираспольский режим, который хочет, чтобы мы и международная общественность считали демократическим. Интерес состоит в сохранении нынешней ситуации при создании видимости реформ или позитивных эволюций.